с 1 января 2013 года льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Для данного имущества п.3 ст. 380 НК РФ установлено предельное значение налоговой ставки.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году – 0,7%.
Чтобы исчислять налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, на территории субъекта РФ должен быть принят соответствующий закон. Он может быть принят только после утверждения субъектом результатов кадастровой оценки объектов недвижимого имущества. При этом данные объекты должны быть включены в перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Такой перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
К таким объектам могут быть отнесены: административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные (или фактически используемые) для офисов, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Причем это должно быть зафиксировано в кадастровом паспорте или документах технического учета (инвентаризации).
Таким образом, по объектам, не указанным в перечне имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость налоговая база рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости основных средств, сформированной по правилам бухгалтерского учета.
Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух »
1. Дифференцированные ставки
С 1 января 2013 года льгота по налогу на имущество организаций не распространяется на железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ). Для данного имущества пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ установлено предельное значение налоговой ставки. Так, в 2013 году ставки не могут превышать 0,4 процента. Далее предельное значение будет постепенно увеличиваться и в 2018 году составит 1,9 процента.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, Правительство РФ должно утвердить перечень имущества, относящегося к указанным объектам. Пока такое постановление не принято, можно использовать Перечень основных средств, ранее освобождаемых от обложения налогом на имущество на основании пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, который был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Об этом чиновники Минфина России сообщили в письмах от 18 декабря 2012 г. № 03-05-05-01/75, от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44.
Следует отметить, что, согласно пункту 4 статьи 380 Налогового кодекса РФ, если законом субъекта РФ не будет определена налоговая ставка для данных объектов, то налогообложение должно производиться по предельной налоговой ставке, установленной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ. При этом Минфин России в письме от 30 ноября 2012 г. № 03-05-04-01/40 разъяснил, что законы субъектов РФ, предусматривающие в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, пониженные налоговые ставки по сравнению с налоговыми ставками, установленными статьей 380 Налогового кодекса РФ, могут иметь обратную силу на основании пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Соответственно такие законы субъектов РФ, которые вступят в силу с 2014 года, могут применяться к правоотношениям 2013 года (могут иметь обратную силу).
Журнал Уплата имущественных налогов сельхозпредприятиями
2.Комментарий к статье 380 Налогового кодекса РФ
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка – один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.
Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году – 0,7%, в 2015 году – 1,0%, в 2016 году – 1,3%, в 2017 году – 1,6%, в 2018 году – 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ. Перечень основных средств, ранее освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Также следует обращать внимание на письма Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-05-04-01/40, от 11 декабря 2012 г. № 03-03-04-01/44, от 18 декабря 2012 г. № 03-05-05-01/75.*
«Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации» под редакцией Касьянова А. В.
3.Порядок исчисления и уплаты налога
Обратите внимание: с 1 января 2014 года региональным властям предоставлено право взимать налог на имущество не со среднегодовой, а с кадастровой (по состоянию на начало года) стоимости основных средств. Новый порядок определения налоговой базы может быть введен в отношении следующих объектов недвижимости:
— административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них;
— нежилых помещений, которые предназначены (по документам) или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
— объектов недвижимости иностранных организаций, не имеющих в России постоянных представительств.
Такой порядок определения налоговой базы по налогу на имущество в соответствии со статьей 378.2 НК РФ может применяться только в тех субъектах РФ, в которых не позднее 1 января 2014 года были утверждены и опубликованы перечни объектов недвижимости с указанием их адресов и кадастровых реквизитов.*
Журнал Налоговый отчет 2014
4.Рекомендация: Как рассчитать налог на имущество
Налоговая база
По общему правилу налоговой базой по налогу на имущество признается:
– для расчета налога за год – среднегодовая стоимость основных средств, которые являются объектами налогообложения;
– для расчета авансовых платежей – средняя стоимость таких основных средств за отчетный период.
Исключением из этого правила являются отдельные объекты недвижимости, в отношении которых региональными законами может быть предусмотрен другой порядок определения налоговой базы – исходя из их кадастровой стоимости на начало налогового периода.*
Налоговый кодекс РФ позволяет отнести к таким объектам:
– административно-деловые и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
– нежилые помещения, которые в соответствии с технической документацией предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещения, которые фактически используются для этих целей. Установлено, что помещение фактически используется для размещения перечисленных объектов, если ими занято не менее 20 процентов общей площади помещения;
– объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
– объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности их постоянных представительств в России.*
Решение о введении такого порядка налогообложения должно быть закреплено законами субъектов РФ. Предварительно в регионе должны быть утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости – без этого принимать законы о введении нового порядка расчета налога на имущества субъекты РФ не вправе. Кроме того, региональные власти обязаны утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости (с указанием кадастровых номеров и адресов), по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.
Перечни объектов недвижимости должны быть опубликованы не позднее 1 января года, начиная с которого субъект РФ планирует внедрить новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество. Объекты недвижимости, которые по каким-либо причинам не попали в перечни, могут быть включены в них не раньше, чем с начала следующего года. В текущем году по таким объектам налоговую базу нужно определять исходя из их среднегодовой (средней) стоимости.*
Если в региональном законе в качестве объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, закреплены административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, используемые в бизнесе, то в дальнейшем возврат к расчету налога на имущество исходя из среднегодовой (средней) стоимости в отношении этих объектов будет невозможен.
Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.
В некоторых регионах порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества введен в действие с 1 января 2014 года. Например, в столице он установлен Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64, а в Подмосковье – Законом Московской области от 21 ноября 2003 г. № 150/2003-ОЗ. Перечень объектов, по которым налог на имущество в 2014 году нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, в Москве утвержден постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП.*
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5. Налог на имущество может рассчитываться исходя из кадастровой стоимости
Когда применяется кадастровая стоимость
Чтобы исчислять налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, на территории субъекта РФ должен быть принят соответствующий закон ( п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ). Отметим, что он может быть принят только после утверждения субъектом результатов кадастровой оценки объектов недвижимого имущества ( письмо ФНС России от31октября 2013г. №БС-4-11/19535). При этом данные объекты должны быть включены в перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Такой перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ ( подп.1 п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).
К таким объектам могут быть отнесены:
- административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, предназначенные (или фактически используемые) для офисов, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Причем это должно быть зафиксировано в кадастровом паспорте или документах технического учета (инвентаризации).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ законодатели дают определение торгового центра (комплекса). Это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и отвечающее хотя бы одному из следующих условий:
- расположено на земельном участке, на котором разрешено размещать торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания;
- предназначено или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. При этом площадь помещений с таким назначением должна быть не менее 20 процентов от общей площади всего здания.
Это же правило касается и фактического использования нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита ( п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).
Журнал «Учет в торговле»№ 4, Апрель 2014