Да, отличается, но только необходимостью проставить штамп «Без акциза» либо сделать аналогичную надпись на счетах-фактурах, составляемых при экспорте легковых автомобилей. При этом акциз в документах не учитывается, но порядок подтверждения экспорта во времени претерпевал некоторые изменения. Например, для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% теперь не нужны платёжные документы, а печать с пункта пропуска на границе нужна на копиях товаросопроводительных (транспортных и (или) иных) документов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как организовать документооборот в бухгалтерии
Бухгалтерские документы делятся на три группы:*
- формы отчетности;
- регистры бухучета;
- первичные документы.
Состав форм бухгалтерской отчетности зависит от того, является ли организация малым предприятием, а также коммерческой или некоммерческой организацией*.
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом*. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.
Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:*
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Типовые формы
Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941*.
Как утвердить формы
Формы первичных документов утвердите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: Нужно ли выставлять счета-фактуры при реализации подакцизных товаров, реализованных в соответствии с таможенной процедурой экспорта
Да, нужно*.
Счета-фактуры нужно выставлять, если организация осуществляет операции, являющиеся объектом обложения акцизами (п. 1, 2 ст. 198 НК РФ). При операциях с подакцизными товарами, освобожденными от налогообложения в соответствии со статьей 183 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры также нужно выписать, но сумму акциза отдельной строкой не выделять (п. 3 ст. 198 НК РФ). При этом на счете-фактуре нужно проставить штамп «Без акциза» либо сделать аналогичную надпись. Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, от налогообложения акцизом освобождена (подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ)*.
Таким образом, при экспорте подакцизных товаров выставите счет-фактуру без выделения в нем суммы акциза отдельной строкой*.
Нина Нечипорчук,
заместитель начальника отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. КОНВЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВ ОТ 19.05.1956 «Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)»
«ГЛАВА III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Статья 4
Договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции*.
Статья 5
1. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика*.
2. В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов*.
Статья 6
1. Накладная должна содержать следующие сведения:*
а) место и дата ее составления;
b) имя и адрес отправителя;
с) имя и адрес транспортного агента;
d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
е) имя и адрес получателя;
f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;
h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
i) связанные с перевозкой расходы /стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза/;
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей и другие;
k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.
2. В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие указания:*
а) запрещение перегрузки груза;
b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
с) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
d) заявленная стоимость груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;
е) инструкция отправителя перевозчику относительно страхования груза;
f) дополнительный срок выполнения перевозки;
g) перечень документов, переданных перевозчику.
3. Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым*».
4. Рекомендация: Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)
Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг)*.
Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:*
- контракт (копия контракта);
- таможенные декларации (их копии или реестры);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов.
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
5. Книга: № 880. Должны ли стоять отметки таможни «Вывоз разрешен» и «Товар вывезен» на товаросопроводительных документах для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов при экспорте, если экспортируемые товары вывозятся в дальнее зарубежье автомобильным транспортом?
При экспорте товаров в страны, которые на входят в Таможенный союз, в составе документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0 процентов, в налоговую инспекцию нужно представить копии товаросопроводительных (транспортных и (или) иных) документов с отметками таможни, подтверждающими вывоз товаров за пределы России (подп. 4 п. 1, подп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ). Рассматривая такие документы, налоговые инспекции требуют, чтобы на них присутствовали обе отметки: «Вывоз разрешен» и «Товар вывезен»*.
Постановлением от 23 декабря 2008 г. № 10280/08 Президиум ВАС РФ признал правомерность этих требований. Судьи подчеркнули, что одна отметка «Вывоз разрешен» не может свидетельствовать о фактическом вывозе товара за рубеж, а следовательно, не может подтверждать совершение операции, которая облагается НДС по ставке 0 процентов*.
Проставление отметок таможни на товаросопроводительных документах при экспорте товаров предусмотрено таможенным законодательством. При этом разрешение на вывоз товара оформляется отметкой «Вывоз разрешен» (п. 3 приказа ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327), а фактический вывоз товара подтверждается отметкой «Товар вывезен». Это следует из положений пунктов 15 и 16Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327*.
Главбух советует: чтобы избежать спорных ситуаций, экспортерам целесообразно заранее обращаться в таможенные органы за проставлением необходимых отметок на товаросопроводительных документах. Основанием для таких обращений являются положения пунктов 2–4 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327.
КНИГА «НДС. 1001 ВОПРОС»
17.09.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».