Сохранить унитарное предприятие для ведения предпринимательской деятельности в рамках реорганизации, увы, невозможно. Дело в том, что такие виды реорганизации как разделение и выделение предполагают результатом такой реорганизации создание новых предприятий, но не учреждений.
Но унитарное предприятие вполне может быть преобразовано в казенное учреждение. Однако этот вариант предполагает прекращение деятельности унитарного предприятия.
Как вариант – можно оставить унитарное предприятие (не реорганизовывать его совсем) и просто зарегистрировать новое казенное учреждение.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист ».
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
«Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения
1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)».
2. Рекомендация: Как проводится реорганизация унитарного предприятия
Разделение унитарного предприятия
Разделение предприятия – это прекращение предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным (двум или нескольким) предприятиям* (п. 1 ст. 32 Закона об унитарных предприятиях).
По общему правилу (т. е. если федеральный закон не предусматривает иное) имущество предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).
Для того чтобы провести разделение, собственник имущества предприятия принимает следующие решения:
- об утверждении разделительного баланса, то есть документа, в соответствии с которым к вновь созданным предприятиям переходят права и обязанности разделенного предприятия;
- об утверждении уставов вновь созданных предприятий;
- о назначении руководителей вновь созданных предприятий.
Такое правило установлено в пункте 2 статьи 32 Закона об унитарных предприятиях.
В делах о несостоятельности (банкротстве) разделение предприятия может нарушить права кредиторов, поэтому суд может вынести определение о принятии обеспечительных мер в виде запрета такой реорганизации.
Выделение из унитарного предприятия
Выделение из предприятия – это создание одного или нескольких предприятий* с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного предприятия без прекращения последнего (п. 1 ст. 33 Закона об унитарных предприятиях).
По общему правилу (т. е. если федеральный закон не предусматривает иное) имущество предприятий, возникших в результате реорганизации в форме выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).
Для того чтобы провести выделение, собственник имущества предприятия принимает следующие решения:
- об утверждении разделительного баланса, то есть документа, в соответствии с которым к одному или нескольким вновь созданным предприятиям переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия;
- об утверждении уставов вновь созданных предприятий;
- о назначении руководителей вновь созданных предприятий;
- о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного предприятия;
- о назначении руководителя реорганизованного предприятия (при необходимости).
Такое правило установлено в пункте 2 статьи 33 Закона об унитарных предприятиях.
Преобразование унитарного предприятия
Закон позволяет преобразовать государственное предприятие в государственное учреждение, а муниципальное предприятие – в муниципальное учреждение.* Кроме того, федеральное государственное унитарное предприятие допускается преобразовать в автономную некоммерческую организацию (п. 1 ст. 34 Закона об унитарных предприятиях).
Преобразование предприятий в юридические лица иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации (ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; далее – Закон о приватизации). Если предприятие будет преобразовано, например, в ООО в нарушение законодательства о приватизации, то суд по заявлению прокурора или лица, чьи права будут нарушены, признает решение о реорганизации недействительным.
Решением о преобразовании должны быть определены:
- основные цели деятельности создаваемой организации;
- наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации;
- необходимые мероприятия по преобразованию предприятия.
Такое правило установлено в пункте 2 статьи 34 Закона об унитарных предприятиях. При этом закон содержит оговорку о том, что Правительство РФ может определять дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.
Преобразование предприятия не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с сотрудниками реорганизуемого предприятия (п. 3 ст. 34 Закона об унитарных предприятиях).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Анзор Ганижев
кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», юрисконсульт ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1»
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
30.07.2014г.
С уважением, Виктория Рыбалкина,
ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»
Ответ утвержден Натальей Колосовой
ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»