Если другие критерии для применения Упрощенной системы налогообложения не нарушены, то компания – застройщик вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Название рекомендации
Кто может применять упрощенку
Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.
Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.
Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.
Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения
Да, можно. Но только если это не филиал или представительство. Те, у кого есть такие подразделения, применять упрощенку не вправе.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть отделения с таким статусом. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Понятие «обособленное подразделение» включает в себя и понятия «филиал» и «представительство». Однако ими оно не ограничено. Так, например, у организации могут быть дополнительные офисы или склады.
А как отличить филиалы и представительства от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах и представительствах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.
Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал или представительство нет, то признать подразделение таковым нельзя.
В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Представительства нужны только для защиты и отстаивания интересов на отдельной территории. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.
Все это следует из статьи 11, п. 1, 4 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.
Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.
По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:
- размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
- средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.
Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:
Лимит доходов для перехода на упрощенку | = | 45 000 000 руб. | ? | Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу |
Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).
Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предприниматели при определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.
Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку
ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.
С 1 января 2016 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2015 года выручка от реализации составила:
- оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
- розничная торговля – 5 000 000 руб.
Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2015 года, составляет 1 000 000 руб.
Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2016 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.
Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб.
При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2016 года.
Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.
Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима – 60 000 000 руб., ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.
Предельную величину доходов, которая позволяет применять упрощенку в течение года, определяйте по формуле:
Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима | = | 60 000 000 руб. | ? | Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год |
Например, в 2015 году налогоплательщик может применять упрощенку до тех пор, пока его доходы не превысят 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. ? 1,147).
Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Доходы определяйте на основании показателей налогового учета. То есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. При расчете суммы предельного дохода учитывайте:
- доходы от реализации, которые определяют согласно статье 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- внереализационные доходы, которые признают согласно статье 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- поступившие авансы, если до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Посредники – комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики – комитенты и принципалы – включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.
Определяя лимит, не нужно учитывать следующие доходы:
- от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
- те, что были получены в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
- те, которые предусмотрены статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
- поступления от контролируемых иностранных компаний, дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
- начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).
Точно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые применяют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. Если продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировался в апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. В течение первого года деятельности они могут применять упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 60 000 000 руб., увеличенную с учетом коэффициента-дефлятора. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 15 января 2007 г. № 03-11-04/2/10.
Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией
ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2015 года организация применяет упрощенку.
За девять месяцев 2015 года «Альфой» получены следующие доходы:
- 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
- 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
- 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
- 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.
Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2015 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.
Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (68 820 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.
В IV квартале 2015 года доходы составили:
- 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
- 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
- 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.
Доход организации за 2015 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.
Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (68 820 000 руб.), с 1 октября 2015 года организация утратила право на применение упрощенки.
Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину (в 2015 году – 68 820 000 руб.)
Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.
Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке.
И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2015 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 68 820 000 руб.
Все это следует из пункта 4 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.
Пример определения предельной величины доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности
Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 – 70 кв. м, в кафе № 2 – 200 кв. м.
В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 – УСН.
Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
– кафе № 1 – 20 000 000 руб.;
– кафе № 2 – 50 000 000 руб.
В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 70 000 000 руб. Это больше, чем 68 820 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.
В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 50 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.
Так как доходы кафе № 2 не превышают 68 820 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.
Предельный размер доходов для предпринимателей и организаций Крыма и г. Севастополя
Предприниматели, а также организации Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита доходов должны все. Как только сумма полученных доходов в 2015 году превысит 68 820 000 руб., плательщиков лишат права на применение упрощенки.
Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12, пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.
Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.
В среднюю численность сотрудников включайте:
- среднесписочную численность сотрудников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).
Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.
Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.
По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:
- определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
- рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).
Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку
Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2016 года планирует перейти на упрощенку.
По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:
- технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
- зданий – 30 300 000 руб.;
- объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.
Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:
- технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
- зданий – 20 300 000 руб.
Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2016 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):
69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.
Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2016 года.
Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.
Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей.
Такой вывод следует из пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.
Лимит по стоимости основных средств в Крыму и г. Севастополе
Организации Республики Крым и г. Севастополя с 2015 года тоже вправе перейти на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако после перехода на спецрежим контролировать остаточную стоимость нужно обязательно (п. 1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).