С 2013 года организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет на общих основаниях и сдавать бухгалтерскую отчетность (ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Отсутствие подтверждающих документов расходной части налоговая инспекция может расценить как занижение налогооблагаемой базы в части НДФЛ с дивидендов, а также признать показатели бухгалтерской отчетности не верными и оштрафовать фирму по статье 120 НК РФ или 123НК РФ: грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей; те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей; те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Обязана ли организация на упрощенке с объектом «доходы» хранить первичные документы, подтверждающие ее расходы.
Да, хранить первичку нужно в общем порядке как минимум в течение пяти лет.
Такое правило установлено статьей 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Организации, применяющие упрощенку, должны вести бухучет в полном объеме (ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому на них тоже распространяются требования законодательства о бухучете, в том числе и требование о сроках хранения первичных документов. Исполнять эти требования нужно независимо от выбранного объекта налогообложения. В то же время, если организация платит единый налог с доходов, отражать понесенные расходы в книге учета доходов и расходов она не обязана (за некоторым исключением).
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как вести учет хозяйственных операций при упрощенке
Организации на упрощенке все хозяйственные операции должны отражать в бухгалтерском и налоговом учете.
При этом предприниматели, в том числе и на упрощенке, от ведения бухучета полностью освобождены. Они должны вести только налоговый учет.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухучет
С 2013 года организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет на общих основаниях (ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если в предыдущие годы организация на упрощенке могла вести бухучет только по основным средствам и нематериальным активам, то по состоянию на 1 января 2013 года нужно сформировать вступительное сальдо по остальным статьям бухгалтерского баланса и открыть регистры бухучета по остальным операциям. В течение года в этих регистрах отражайте все хозяйственные операции. Подробнее о бухучете организаций на упрощенке см. Как организовать ведение бухучета.
На основании данных бухучета контролируйте остаточную стоимость основных средств. Чтобы применять упрощенку, их остаточная стоимость не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если в течение года суммарная остаточная стоимость основных средств превысит эту величину, то с начала квартала, в котором было допущено превышение, организация теряет право на применение упрощенки (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Кроме того, организация должна разработать и утвердить учетную политику с учетом изменений в ведении бухучета. В учетную политику включите все необходимые элементы, предусмотренныеПБУ 1/2008. Подробнее о формировании учетной политики см. Как составить учетную политику для целей бухучета.
Бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенку, должны составлять и сдавать наобщих основаниях. Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Исключение предусмотрено только для малых предприятий. Такие организации вправе применятьупрощенные способы ведения бухучета и могут составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.
Налоговый учет
Организация на упрощенке должна вести налоговый учет доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ). Для этого используйтекнигу учета доходов и расходов. Подробнее об этом см.:
- Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке;
- Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке.
В отдельных случаях организация на упрощенке должна разработать учетную политику для целей налогообложения.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.03.2004 № 04-02-05/3/19
Письмо2
О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения
Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо от 1 марта 2004 года № 06 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденнойприказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 года № БГ-3-22/606 (с учетом изменений и дополнений).Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в частности, установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (в то же время указанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете).Согласно статье 346.11 главы 26.2 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных статьей 24 Кодекса. Положениями указанной статьи Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. В частности, при выплате организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения), такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 6 процентов и внести его в доход федерального бюджета.В соответствии со статьей 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участникам) в уставном (складочном) капитале организации. Статьей 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, определяют чистую прибыль в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н.
Пунктом 3 статьи 102 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, установлено, что акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов. Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208 "Об акционерных обществах" установлено, что стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного приказом Минфина и ФКЦБ России от 29 января 2003 года № 10н/03-6/пз оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов акционерного общества производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.При этом под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. Форма указанного расчета приведена в приложении к Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ.Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета.Одновременно сообщаем, что положениями статей 24 и 123 Кодекса установлено: за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговый кодекс РФ
Часть первая
Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
4. Пункт исключен с 17 августа 1999 года - Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ. - См.предыдущую редакцию.
Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации
Статья исключена с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ. - См.предыдущую редакцию
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5настоящего Кодекса,влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
2. Пункт, дополнительно включенный с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ, утратил силу с 1 января 2004 года - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
2. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.
Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.