- Нельзя. Реализация продукции собственного производства не относится к розничной торговле для целей ЕНВД (абзаца 12 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ).
- Не должны. Такой обязанности у Вас нет, как нет обязанности у спецрежимников указывать факт применения спецрежима в документах на реализацию.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие торговые сделки подпадают под ЕНВД
Применять ЕНВД можно при одновременном соблюдении следующих условий:
- розничная торговля является предпринимательской деятельностью организации. То есть деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (ст. 346.27 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ);
- в муниципальном образовании, где работает продавец, соответствующая форма торговли переведена на ЕНВД;
- между продавцом и покупателем заключен договор розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ, ст. 492 ГК РФ).
Применение ЕНВД не зависит от формы расчетов с покупателями (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 12 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ. Он подтверждается контролирующими ведомствами (письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-11/107, от 1 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/162, ФНС России от 20 ноября 2007 г. № 02-7-12/440), а также судебной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1066/11).
К розничной торговле для целей ЕНВД не относится реализация:
- подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ (например, автомобильного бензина, дизельного топлива, моторного масла и т. д.);
- продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке, так и без в объектах общепита;
- продукции собственного производства (изготовления), в том числе продукции, произведенной (изготовленной) из материалов продавца по договору подряда (письмо Минфина России от 5 августа 2009 г. № 03-11-06/3/205). Исключение составляют случаи, когда организация-продавец не принимает никакого участия в обработке переданных ею давальческих материалов;*
- невостребованных вещей в ломбардах;
- газа;
- грузовых и специальных автомобилей и прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков) к ним;
- автобусов всех типов;
- товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (например, в виде почтовых отправлений, через теле- и интернет-магазины, электронные терминалы, телефонную связь);
- лекарств по льготным (бесплатным) рецептам.
Это следует из абзаца 12 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Также ЕНВД не вправе применять плательщики единого сельхозналога, которые торгуют сельскохозяйственной продукцией собственного производства (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Внимание: если при проверке будет установлено, что организация неправомерно применяла ЕНВД, налоговая инспекция пересчитает ее налоговые обязательства и предъявит штрафные санкции за неуплату других налогов и за непредставление деклараций по ним (ст. 119, 122 НК РФ).
Из рекомендации 2
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога. Счет-фактура выставлен организацией, применяющей специальный налоговый режим
Нет, нельзя.
Если организация применяет упрощенку или ЕНВД, она не признается плательщиком НДС. Поэтому выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога такая организация не вправе.
Исключение составляют:
- организации, применяющие упрощенку, которые реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) по договорам простого товарищества (доверительного управления имуществом) и концессионным соглашениям. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26, пункта 2 статьи 346.11, пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ;
- посредники, реализующие или приобретающие товары (работы, услуги) от своего имени, но в интересах других лиц (п. 1 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-07-11/82).
В таких ситуациях сумму предъявленного НДС покупатели (заказчики) вправе принять к вычету в общеустановленном порядке.
В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой НДС, выставленные плательщиками, которые применяют упрощенку или платят ЕНВД, считаются оформленными с нарушением установленного порядка. В частности, в счете-фактуре должны быть указаны реквизиты плательщика НДС (подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1, подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура выставлен организацией, не являющейся плательщиком НДС, данное требование не выполняется, а значит, счет-фактура заполнен неверно. Поэтому на основании такого счета-фактуры НДС к вычету не принимайте (п. 2 ст. 169 НК РФ).*
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 октября 2015 г. № 03-07-11/56700, от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126 и ФНС России от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают такую позицию (см., например, определение ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. № ВАС-1084/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2012 г. № А56-13884/2012, от 15 ноября 2011 г. № А56-57223/2010, Поволжского округа от 7 октября 2008 г. № А55-17484/2007).
Главбух советует: однако в суде можно отстоять и право на вычет. Большинство арбитражных судов признают, что право покупателя на вычет НДС не зависит от обязанности поставщика начислять налог. Если НДС предъявлен и уплачен поставщику (который, кстати, обязан перечислить его в бюджет), то у покупателя есть все основания для того, чтобы возместить налог из бюджета.*
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено оснований для отказа в вычете НДС, предъявленного поставщиками, которые не являются плательщиками этого налога. Поэтому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) организация-покупатель не должна проверять, платит ли поставщик НДС. Тем более что реквизиты счета-фактуры, предусмотренные пунктами 5, 5.1 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ, сделать это не позволяют.
Сумму НДС, неправомерно выделенную в счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Следовательно, принимая к вычету НДС по счетам-фактурам поставщиков, которые не являются плательщиками этого налога, покупатели не наносят бюджету никакого ущерба. И даже если поставщик, нарушив требования закона, не перечислит в бюджет сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, покупателю все равно не могут отказать в вычете. Связано это с тем, что право на возмещение НДС не зависит от уплаты налога поставщиками (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-4215/2008, от 2 октября 2008 г. № А42-3155/2007).
Таким образом, организация может принять к вычету входной налог по счету-фактуре, выставленному поставщиком, который не должен платить НДС.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. № 10627/06, определения ВАС РФ от 6 июля 2012 г. № ВАС-7996/12, от 8 апреля 2009 г. № ВАС-3855/09, от 27 марта 2009 г. № ВАС-3617/09, от 20 февраля 2009 г. № ВАС-1490/09, от 13 февраля 2009 г. № ВАС-535/09, постановления ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2014 г. № А12-16538/2013, от 20 марта 2013 г. № А12-9812/2012, от 5 октября 2012 г. № А65-27098/2011, Московского округа от 25 сентября 2012 г. № А40-79771/11-90-347, от 30 декабря 2011 г. № А40-34300/11-91-149, от 15 апреля 2011 г. № КА-А40/2877-11, Северо-Западного округа от 30 мая 2011 г. № А56-32645/2010, Центрального округа от 17 июня 2010 г. № А64-7813/09, Волго-Вятского округа от 16 апреля 2010 г. № А29-6157/2009, от 30 декабря 2008 г. № А79-1993/2007, Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2009 г. № А22-945/2008/5-99, от 17 декабря 2008 г. № Ф08-7495/2008, Уральского округа от 13 августа 2013 г. № Ф09-7114/13).
Следует отметить, что раньше аналогичные разъяснения давали и специалисты финансового ведомства (письмо от 11 июля 2005 г. № 03-04-11/149).