Если товары будут завозится на территорию РФ для последующего экспорта, то организации необходимо будет уплатить НДС. Налоговой базой для расчета НДС будет являться договорная стоимость экспортированных товаров. Налоговую базу определяйте на последний день квартала, в котором вы собрали полный пакет подтверждающих документов. На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров.
При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза начисляйте НДС по ставке 0 процентов. При этом право на нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить. Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС организация должна: собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза; заполнить декларацию по НДС; сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией. В пакет документов, подтверждающих факт экспорта входят: договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары; заявление покупателя с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС;
копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада);
транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника.
Получив от экспортера пакет документов вместе с налоговой декларацией, инспекторы проводят камеральную проверку. По результатам такой проверки они принимают одно из следующих решений: подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт; не подтвердить факт экспорта, то есть отказать в нулевой ставке и начислить с реализации налог по ставке 18 или 10 процентов.
Организация, продавая товары в страны – участницы Таможенного союза, должна оформить счет-фактуру, как и при любой другой реализации. Счет-фактуру составляйте и регистрируйте в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза).
Если организация планирует продавать товары без ввоза на территорию РФ, то такая операция не будет являться облагаемой НДС, т.к. местом реализации не будет являться территория РФ, поэтому уплачивать НДС не нужно будет.
Каких-либо других налогов уплачивать не нужно.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1.Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза
Начисляя НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза, нужно руководствоваться приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе(п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе). Его действие распространяется как на экспорт товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Кстати, международные договоры (другие нормативные акты), информационные материалы и образцы документов, относящиеся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Что считать экспортом
Экспорт в страны Таможенного союза – это вывоз реализуемых товаров с территории России на территорию другого государства Таможенного союза (абз. 23 п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Причем это могут быть товары как отечественного производства, так и импортного.
Операции, которые при определенных условиях считаются экспортом, названы в таблице ниже.
Что вывозится из России | Место происхождения товаров | Куда | Особые условия | Основание |
Товары – результаты работ по договору о выполнении работ | Изготовлены в России | Страны –участницы ТС | Правило не распространяется на товары, изготовленные из давальческого сырья | п. 9приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе |
Продукты переработки давальческого сырья | Ввезены в Россию из стран – участниц ТС | Другие страны, которые не входят в ТС | – | п. 31приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе |
Предметы лизинга | Изготовлены в России или за рубежом | Страны –участницы ТС | Право собственности предмета лизинга по договору переходит к лизингополучателю | п. 11приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе |
Товары по договорам товарного кредита или займа | Изготовлены в России или за рубежом | Страны –участницы ТС | – | п. 11приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе |
Возвращаемые нереализованные товары | Ввезены в Россию из стран – участниц ТС | Страны –участницы ТС | В договоре купли-продажи или допсоглашении к нему должно быть указано, что российский покупатель может вернуть иностранному поставщику товары, которые не были реализованы в России. Тогда для подтверждения нулевой ставки НДС в пакет документов нужно включить этот договор (дополнительное соглашение) | письмо ФНС России от 18 сентября 2014 г. № ГД-4-3/18888 |
Если российская организация вывозит товары и передает их своему обособленному подразделению, расположенному в стране – участнице ЕАЭС, объект обложения НДС не возникает. Даже если в дальнейшем подразделение будет продавать полученные товары на территории этой страны. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 августа 2015 г. № 03-07-13/1/48565.
Налоговая база при экспорте
По общему правилу налоговая база для расчета НДС – это договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).*
По-особому налоговую базу определяйте в следующих случаях:
1. В другие страны вывозите продукты переработки давальческого сырья, которое завозили в Россию из стран – участниц Таможенного союза. В этой ситуации налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 31 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
2. Товары экспортируете по договорам товарного кредита или товарного займа. Здесь налоговую базу по НДС определяйте как стоимость передаваемых товаров, прописанную в договоре. Если в договоре ее нет, то в качестве налоговой базы возьмите стоимость, которая указана в сопроводительных документах. Например, в накладной. Данных о стоимости нет ни в договоре, ни в товаросопроводительных документах? Тогда налоговой базой будет стоимость товаров, отраженная в бухучете. Об этом говорится в абзаце 5 пункта 11 приложения 18 кДоговору о Евразийском экономическом союзе.
3. Имущество вывозите по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю. В этой ситуации налоговую базу по НДС формируйте на дату, предусмотренную договором для уплаты каждого лизингового платежа. А ее размер – это часть первоначальной стоимости предмета лизинга, приходящейся на каждый платеж. То есть налоговая база не может превышать сумму лизингового платежа. При этом суммы входного НДС по экспортированному предмету лизинга вы также сможете принять к вычету в части стоимости, приходящейся на каждый платеж. Об этом говорится в абзацах 3 и 4пункта 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
В какой момент определять налоговую базу
Налоговую базу определяйте на последний день квартала, в котором вы собрали полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). А на сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.
Ставка НДС
При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза начисляйте НДС по ставке 0 процентов.*
Российская организация может реализовывать товары через свои филиалы, которые находятся на территории государств – участников Таможенного союза. В таком случае она также имеет право на нулевую ставку НДС.
При этом право на нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить*.
Об этом сказано в пункте 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 марта 2015 г. № 03-07-13/1/15445 и от 17 марта 2015 г. № 03-07-13/1/14229.
Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет.
Как обосновать нулевую ставку
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна выполнить следующие действия:
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза;
- заполнить декларацию по НДС;
- сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию.
Какие документы собрать
В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:*
- договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
-
заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Заявление можно подать либо в бумажном виде (в четырех экземплярах), либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если заявление получено от покупателя в электронном виде, то в нем должно быть и сообщение о проставлении отметки налоговой инспекцией страны-импортера. В этом случае бумажное заявление не требуется (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ЗН-4-17/11507).
Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений; - копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).
Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Когда и как сдать перечень заявлений
Вместо отдельных заявлений покупателей о ввозе товаров экспортер вправе подать в налоговую инспекцию ихперечень. Но есть одно условие: сделать это можно, только если данные о заявлениях поступили от импортеров в налоговую службу. Проверить факт поступления можно на сайте ФНС России (письмо Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-07-13/1/33965). Если данных еще нет, заполнять перечень заявлений нет смысла, его не примут.
По общему правилу перечень заявлений можно составить на бумаге или в электронном виде. Форма, электронный формат, а также порядок заполнения перечня утверждены приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139. Однако в отношениях с импортерами из Казахстана применяются только электронные перечни. Дело в том, что оформление заявлений на бумажных носителях законодательством Казахстана не предусмотрено.
Перечень заявлений состоит из титульного листа и раздела 1, в котором указывают сведения из заявлений о ввозе товаров, а именно:*
- номер и дату отметки о регистрации заявления. Эти реквизиты присваивает налоговая инспекция импортера, они указаны в разделе 2 заявления;
- номер раздела заявления, где есть реквизиты продавца. То есть нужно указать, в каком именно разделе заявления указан продавец (в разделе 1 или 3). Этот показатель равен «1» или «3» соответственно;
- код покупателя и код страны покупателя по классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.
Это указано в Порядке, который утвержден приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139.
Как инспекторы проверят факт экспорта
Получив от экспортера пакет документов вместе с налоговой декларацией, инспекторы проводят камеральную проверку. По результатам такой проверки они принимают одно из следующих решений:*
- подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
- не подтвердить факт экспорта, то есть отказать в нулевой ставке и начислить с реализации налог по ставке 18 или 10 процентов.
Проверяющие могут не подтвердить факт экспорта, если сведения, которые подала организация, не совпадают с теми, которые есть в инспекции. Речь идет о сведениях о перемещении товаров и уплате косвенных налогов, которые поступают в российскую налоговую инспекцию от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. Когда есть расхождения, инспекторы начислят НДС по обычным ставкам – 10 или 18 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Экспорт подтвержден
Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны – участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе*.
Если же экспорт не был подтвержден, придется начислить НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспорт в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.*
Счет-фактура при экспорте
Организация, продавая товары в страны – участницы Таможенного союза, должна оформить счет-фактуру, как и при любой другой реализации. Счет-фактуру составляйте и регистрируйте в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза). Никаких исключений документами, которые регулируют порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, не предусмотрено.*
2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.06.2009 № 03-07-13/1/03
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации в Республику Беларусь товаров, приобретенных на территории Украины, а также оформления первичных документов по этим операциям и сообщает следующее.Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара считается территория Российской Федерации, в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, местом реализации товаров, приобретаемых на территории Украины и в дальнейшем реализуемых хозяйствующему субъекту Республики Беларусь без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такая реализация не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Документами, подтверждающими место реализации товаров за пределами территории Российской Федерации, могут являться контракты, заключенные с иностранными организациями на приобретение и реализацию товаров, транспортные документы, подтверждающие транспортировку товаров с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства, и иные документы.
Согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса.
Таким образом, при осуществлении операций по реализации товаров, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе местом реализации которых в соответствии со статьей 147 Кодекса территория Российской Федерации не признается, счета-фактуры не выставляются.*
Что касается оформления первичной учетной документации по учету торговых операций, то форма таких документов утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132.В соответствии с абзацем третьим пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. В связи с этим по указанному вопросу вам следует обратиться в Федеральную службу государственной статистики.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»
3.МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 22.05.1992
Статья 5. Прибыль от коммерческой деятельности
1. Прибыль, извлекаемая в одном Договаривающемся Государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в первом Государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства.*
4.МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 04.05.1996
Статья 7. Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль лица, являющегося резидентом одного Договаривающегося Государства, облагается налогом только в этом Государстве, если только такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если лицо осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то прибыль этого лица может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той ее части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства.*