По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы. Исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, стаж является основанием для возникновения права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, отпуска, пенсионного обеспечения, а также надбавок к зарплате.
Общий трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, не зависит от перерывов в работе.
Следует различать:
1) общий трудовой стаж;
2) непрерывный трудовой стаж;
3) специальный трудовой стаж;
4) стаж работы по специальности;
5) страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности;
6) страховой стаж для назначения пенсии.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Данные виды стажа имеют свои особенности при расчете
Подробная информация о расчете стажа сотрудника приведена в полном ответе.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Как рассчитать стаж работы сотрудника
Валентина Андреева, к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия
Трудовой стаж представляет собой продолжительность трудовой или общественной деятельности граждан, которая исчисляется в установленном порядке. Установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, стаж является основанием для возникновения права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, отпуска, пенсионного обеспечения, а также надбавок к зарплате.* Об этом сказано в части 3статьи 121, статье 122 Трудового кодекса РФ.
Расчет трудового стажа (161,70354)
Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа.
По общему правилу расчет стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555).
Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены для назначения пенсии:*
- по старости работникам летного состава гражданской авиации – постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537;
- за работу на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности – постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. № 381;
- за работу в организациях отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности – постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498.
Следует различать:
4) стаж работы по специальности;
5) страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности;
6) страховой стаж для назначения пенсии.*
Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности сотрудника независимо от имевшихся в работе перерывов.
Общий трудовой стаж определяет право на пенсии по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и на досрочную пенсию. От общего трудового стажа также зависит размер пенсии по старости.*
Расчетный размер трудовой пенсии определяют для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин – не менее 20 лет (Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года, общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости. С 1 января 2002 года вместо общего трудового для назначения пенсии требуется страховой стаж.
Непрерывный трудовой стаж представляет собой продолжительность последней непрерывной деятельности сотрудника в организации, а также время его предыдущей работы или иной деятельности. Он сохраняется при переходе с одного места на другое при условии, что перерыв в работе не превышал по общему правилу одного месяца.*
Ранее непрерывный трудовой стаж рассчитывали по Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. В настоящее время этот документ утратил силу.
Долгое время данный вид трудового стажа сохранял свое значение для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Вопросы, касающиеся выплаты этого пособия, регулировались постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191. Однако это противоречило части 1 статьи 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 1984 года по 2006 год пособие по болезни выплачивалось на основании подзаконного акта. Данная ситуация изменилась с принятием Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. В соответствии с ним для определения размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж.
Таким образом, с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая. Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года по нормам Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного по старым Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа (ч. 2 ст. 17 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
Страховой стаж может оказаться меньше непрерывного, рассчитанного по ранее действовавшему законодательству, во многих случаях. Это объясняется тем, что ранее в непрерывный трудовой стаж, помимо периодов работы, входили:
- служба в составе Вооруженных сил СССР, в органах КГБ СССР, ФСБ России, МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах. При этом перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в т. ч. на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не должен превышать трех месяцев;
- служба и периоды, когда женщинам-военнослужащим, уволенным из Вооруженных сил СССР и органов КГБ СССР в связи с беременностью или рождением ребенка, выплачивалось пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, если они поступили на работу или учебу до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
- время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
- время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
- время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо служба в составе Вооруженных сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России, МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.
Такой порядок был предусмотрен пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, с учетом положений письма ФСС России от 25 октября 2002 г. № 02-18/05-7418.
Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а нахождение на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы (п. 3 ст. 10, п. 5 ст. 23 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).
Кроме того, непрерывный трудовой стаж продолжают применять в ряде случаев, в частности, при определении права на получение различных доплат и надбавок к зарплате, при предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям сотрудников. Например, непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера используется для начисления северной надбавки (п. 1 постановления Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1012).
Таким образом, непрерывный трудовой стаж имеет значение только при получении сотрудником дополнительных гарантий и компенсаций, которые могут быть установлены ведомственными или локальными нормативными актами организации как мера поощрения и стимулирования.* В этом случае продолжительность непрерывного трудового стажа необходимо указать в соответствующей графе пункта 8 раздела I личной карточки сотрудника.
Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.*
Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности, дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении, например, стаж работы на Крайнем Севере, на работах с вредными и опасными условиями труда.
Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.
К специальному трудовому стажу относят:
1) специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
2) специальный стаж для назначения надбавок к зарплате;
3) специальный стаж для предоставления дополнительных отпусков.
Стаж для досрочного назначения пенсии
Специальный стаж необходим для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).
Сотрудник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет специальный стаж, который включает в себя периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями (ст. 27–28 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу в этот стаж включают только периоды непосредственной работы в особых условиях или в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516). Помимо непосредственной работы по должности, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включают также период обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы. В ряде случаев такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). В частности, обучение является обязательным для сотрудников органов внутренних дел (ч. 8 ст. 76 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Специальный трудовой стаж исчисляют в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяют списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Порядок применения указанных списков определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537.
Сотрудники, профессии и должности которых предусмотрены списками № 1 и № 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест.
С учетом специального стажа устанавливают пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсию за выслугу лет.
Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:
- Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
- Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденныепостановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516;
- Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141;
- Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.
Подробнее о том, какие периоды включают в льготный стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на льготную пенсию.
Работодатель может, а иногда обязан установить надбавки к зарплате сотрудника в зависимости от стажа его работы. Виды таких надбавок и порядок их выплаты, в том числе расчет стажа для выплаты, регулируются нормативными документами либо действующими в организации локальными актами, коллективными или трудовыми договорами.
Например, для федеральных бюджетных учреждений определен перечень выплат стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818. Данный перечень носит рекомендательный характер, и учреждения вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут начислять сотрудникам. Таким образом, надбавка за выслугу лет выплачивается, если она предусмотрена коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.
Согласно постановлению правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п сотрудникам бюджетных учреждений здравоохранения устанавливаются стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. В стаж засчитывается время непрерывной работы как по основному месту работы, так и на работе по совместительству на любых должностях, в том числе на должностях врачей и провизоров-интернов в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности (п. 2.1.2 общих условий, утвержденных постановлением правительства Пермского края от 28 декабря 2012 г. № 1590-п). При этом непрерывный стаж работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения при отсутствии во время перерыва другой работы по общему правилу не позднее одного месяца со дня увольнения с предыдущего места работы.
Стаж для дополнительных отпусков
Обязанность предоставлять ежегодные дополнительные отпуска отдельным категориям работников зафиксирована в Трудовом кодексе РФ. Продолжительность такого отпуска устанавливает Правительство РФ (ст. 350 ТК РФ).
Дополнительный отпуск сотруднику нужно предоставить вместе с основным (п. 14 Правил, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169, ст. 423 ТК РФ). При этом стаж, дающий право на дополнительный отпуск, не всегда следует рассчитывать в том же порядке, как и для основного. Ряд дополнительных отпусков имеют свои особенности расчета стажа.
Так, при предоставлении дополнительного отпуска за вредность в стаж, дающий право на такой отпуск, включите только время, фактически отработанное во вредных условиях (ч. 3 ст. 121 ТК РФ).
Свои особенности имеет и исчисление стажа для предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.
Порядок расчета специального стажа, а также правила предоставления дополнительных отпусков, которые не предусмотрены законодательством и предоставляют по инициативе работодателя, следует закрепить в локальном акте (ст. 8 ТК РФ).
Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).
Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.
Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.
Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Стаж для расчета больничного (161,70363)
Страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности представляет собой суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов с заработка сотрудника (ст. 3 Закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ). Подробнее о порядке расчета данного вида стажа см. Страховой стаж.*
Страховой стаж для назначения пенсии (161,70364)
Страховой стаж для назначения трудовой пенсии представляет собой общую продолжительность:
- периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых подлежали перечислению взносы на пенсионное страхование;
- иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.*
К иным периодам относятся:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов сотрудников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России, постоянные представительства России при международных организациях, торговые представительства России в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства госучреждений России (государственных органов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанные периоды засчитывают в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Указанный порядок расчета стажа следует из положений абзаца 3 статьи 2, статей 10, 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ,пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, абзаца 3 пункта 2 постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и абзаца 3 пункта 2.1 определения Конституционного суда РФ от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О.
Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и (или) по трудовым договорам, справкам, выданным сотрудникам на предыдущих местах работы, по военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей. Это следует из статьи 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и разделов II–VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.
Трудовую пенсию по старости назначают при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Об этом говорится в статье 7Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии (ст. 12 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
При подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ периоды работы и прочей деятельности сотрудники подтверждают документами, которые в установленном порядке оформляют и выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы. К числу таких документов, в частности, относятся трудовые книжки, а при их отсутствии – письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, справки архивных учреждений, свидетельские показания.
Периоды работы на территории России, предусмотренные статьей 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены показаниями двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и др.) не по вине сотрудника. При этом характер работы показания свидетелей не подтверждают, а доказывают только период деятельности.
При подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и прочей деятельности подтверждают на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Об этом сказано в статье 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.
Подробнее о том, какие еще периоды включаются в страховой стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на пенсию.
Валентина Андреева,
к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия