Гражданам республики Беларусь не требуется получать разрешение на работу. Также организация работодатель не должна получать разрешение о привлечении сотрудников граждан республики Беларусь.
После прибытия на территорию России гражданин Белоруссии должен встать на миграционный учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию.
Если работник, принимаемый на работу в российскую организацию, гражданин Беларуси и пересек границу РФ, то на его работодателя распространяется порядок уведомления о прибытии работника в территориальный орган ФМС России, установленный ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Стороной, принимающей иностранного гражданина, согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ признается лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится). Следовательно, если работник приезжает на территорию РФ для выполнения своих трудовых функций, работодатель обязан соблюдать вышеуказанные нормы по уведомлению территориального органа ФМС России.
Уведомления иных органов, в частности, налоговую инспекцию о приеме на работу граждан Республики Беларусь не нужно.
Оформление на работу сотрудника гражданина Белоруссии происходит по общим правилам, предусмотренным для Российских граждан.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Ситуация: Как принять на работу граждан республик Беларусь и Казахстан
При приеме на работу граждан республик Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.
В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать разрешение на работу* (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Для заключения трудового договора гражданин республик Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения иностранца на территории России* (ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).
При этом граждане республик Беларусь и Казахстан (и члены их семей) могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке.* Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.
Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Досрочное расторжение трудового договора с гражданами республик Беларусь и Казахстан регулируется нормами российского трудового законодательства. Об этом говорится в статье 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, временно пребывающие в России, подлежат только обязательному пенсионному страхованию.*
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
При этом страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не облагаются:*
вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
Такой вывод следует из части 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2010 г. № 295-19.
Нина Ковязина, заместитель директора
департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Уведомление налоговой инспекции
Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке
Нет, не нужно.* Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию.
По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
получения разрешения на работу;
подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.
Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4 письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).*
Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.
В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.
Постановка на миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
У иностранца:*
при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу.* К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 3 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.
Уведомление организация может направить тремя способами:
непосредственно через представителя организации;
через многофункциональный центр;
почтовым отправлением.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Гражданам республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию* (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Порядок предоставления услуги по постановке на миграционный учет прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364*.
Срок пребывания иностранца
При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок.
Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно.* Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.
В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Ответственность за нарушение правил миграционного учета*
Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).*
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.
Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу (п. 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России* (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Нина Ковязина, заместитель директора
департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени