1) Субсидия:так как полученная Вами субсидия не признается целевым финансированием, ее необходимо учесть в целях налогообложения в составе внереализационных доходов. По заполнению книги доходов и расходов поясняем, что сумма субсидии будет отражена одновременно в графе 4 и 5 раздела I, но при этом нужно вести учет израсходованных сумм субсидии. Подробный порядок отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета приведен ниже, в статье №2 2)Получение денежных средств по решению суда: неустойку (проценты за просрочку), взысканную по решению суда включите в состав доходов при расчете единого налога (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Налоговую базу нужно увеличить только после того, как суммы санкций фактически получены от контрагента (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Взысканные суммы будут признаваться в налоговом учете как внереализационные доходы и отражаться в книге учета доходов и расходов в графе 4 раздела I. Подробный порядок отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета приведен ниже, в рекомендации №3. Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со статьей 41 НК РФ, и в составе доходов не учитываются, поэтому отражать в КУДИР хозяйственные операции, не влияющие на расчет единого налога, необязательно. Это следует из положений статьи 346.24 Налогового кодекса РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Ситуация:Нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования
Да, нужно.*
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:
доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).* Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов.* А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:*
средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
средства получены для использования по иному назначению.
Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:*
двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;*
трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан.
В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.
Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.
Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I*. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.
При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.*
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).*
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь»
О.Д. Хороший государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Статья: Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов*.*
* Письмо Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694.
Безвозмездная помощь
Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.*
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Учитываем субсидии
Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.*
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.
Субсидии на текущие расходы
При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобретены материалы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена субсидия в составе прочих доходов.
Учет субсидий при расчете единого налога
Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.*
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки».* Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
нарушены условия их предоставления.
Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».
С.В. Хвостова, заместитель директора, руководитель аудиторской практики ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»
Журнал «Учет в сельском хозяйстве», №8, 2013 г.
3. Рекомендация: Как взыскать и отразить в бухучете и при налогообложении санкции за нарушение договора, предъявленные контрагенту
Бухучет
В бухучете начисленную неустойку и проценты за нарушение условий договора нужно учесть в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Расчеты по предъявленным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):*
Дебет 76-2 Кредит 91-1
– начислена неустойка (проценты за просрочку исполнения денежного обязательства контрагентом).
Санкции за просрочку начислите на дату признания их должником или в день вступления в законную силу решения суда (п. 10.2 ПБУ 9/99). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку). Например, письмо должника или акт сверки задолженностей (письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189). Указанное письмо финансового ведомства посвящено вопросу налогового учета. Однако им можно руководствоваться и при организации бухучета доходов. В письме комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189).
Споры с гражданами (не предпринимателями) рассматривают районные суды (ст. 24 ГПК РФ) или мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ). Если судебное решение не было обжаловано, оно вступит в силу через 10 дней после принятия (ст. 209, 321, 338 ГПК РФ).
Споры между организациями и предпринимателями рассматривают арбитражные суды (ст. 27 АПК РФ). Если судебное решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).
УСН
Независимо от объекта налогообложения неустойку (проценты за просрочку) включите в состав доходов при расчете единого налога (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Налоговую базу нужно увеличить только после того, как суммы санкций фактически получены от контрагента (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).*
Пример отражения при налогообложении процентов за просрочку исполнения денежного обязательства. Организация применяет упрощенку
ЗАО «Альфа» заключило договор займа со своим сотрудником – начальником цеха А.С. Кондратьевым. По договору организация предоставляет ему денежный заем в сумме 45 000 руб. сроком на один месяц. Сотрудник получил деньги 26 января, а вернул их с опозданием на 4 дня – 1 марта. Ставка рефинансирования на эту дату – 8 процентов годовых.
Договором не установлена ответственность заемщика в виде неустойки. Поэтому «Альфа» решила взыскать с должника проценты за просрочку. Сумму процентов бухгалтер рассчитал, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей на день погашения долга:
45 000 руб. ? 8% : 360 дн. ? 4 дн. = 40 руб.
Кондратьев внес проценты в кассу организации наличными 1 марта.
При расчете единого налога за I квартал бухгалтер «Альфы» включил в состав доходов сумму процентов в размере 40 руб.
С.В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4. Рекомендация: С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке
Внереализационные доходы
К внереализационным доходам относятся все другие поступления, которые не являются доходами от реализации. В частности, это:*
доходы от долевого участия в других организациях (дивиденды);
безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в статье 251 Налогового кодекса РФ;
штрафы и пени за нарушение контрагентами условий договоров, а также суммы возмещения убытка или ущерба;
доходы в виде процентов по предоставленным кредитам и займам;*
стоимость материалов и запасных частей, которые получены при демонтаже или ликвидации зданий, оборудования и иного имущества организации, автономного учреждения;
суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности (независимо от системы налогообложения, которая применялась в период возникновения задолженности), кроме задолженности по налогам (сборам, пени, штрафам), списанным или уменьшенным в соответствии с законодательством или по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 346.15, п. 18 ст. 250, подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, письмо Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/29).
Полный список внереализационных доходов приведен в статье 250 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Он является открытым. Это значит, что виды доходов, прямо не поименованные в нем, тоже увеличивают базу единого налога при упрощенке.
Е.Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5. Рекомендация: Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке
Главбух советует: официально приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н об утверждении новой формы книги учета доходов и расходов вступает в силу с 28 января 2013 года (п. 6 приказа Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н). Однако чтобы в течение налогового периода не переходить с одной формы книги на другую, руководствоваться этим документом целесообразно с 1 января 2013 года (информационное сообщение Минфина России).
Разделы книги
Книга учета доходов и расходов, которую обязаны вести все налогоплательщики на упрощенке, состоит из трех разделов:*
раздел I «Доходы и расходы»;
раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период»;
раздел III «Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за налоговый период»;
раздел IV «Расходы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу) за отчетный (налоговый) период».
Дополнительно к разделу I заполняется справка с расшифровкой отдельных показателей.
Организации, которые платят единый налог с доходов, обязаны заполнять только раздел I и только в части, касающейся доходов.* Исключением являются следующие виды расходов, которые организация обязана отразить в графе 5 в обязательном порядке:
расходы за счет бюджетных средств, связанные с выполнением мероприятий, направленных на снижение безработицы;
расходы за счет субсидий, полученных на поддержку малого и среднего бизнеса в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
Такие расходы отражайте в порядке, установленном пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Об этом сказано в пункте 2.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Налогоплательщики, которые платят налог с разницы между доходами и расходами, заполняют все разделы книги, а также справку к разделу I.
При заполнении раздела I укажите следующие данные:
в графе 1 – порядковый номер регистрируемой операции;
в графе 2 – дату и номер первичного документа, на основании которого получен доход или осуществлен расход;
в графе 3 – содержание регистрируемой операции;
в графе 4 – отразите доходы, учитываемые при расчете единого налога.*
Об этом сказано в разделе II Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Отражение доходов
Налогоплательщики, которые перешли на упрощенку с общей системы налогообложения, отражают в графе 4 в составе доходов авансы, полученные до перехода на упрощенку, при одновременном выполнении следующих условий:
в периоде применения общей системы налогообложения организация рассчитывала налог на прибыль методом начисления;
авансы получены по договорам, которые организация исполняет после перехода на упрощенку.
Денежные средства, полученные после перехода на упрощенку, не учитываются в составе доходов при соблюдении двух условий:
до перехода на упрощенку организация рассчитывала налог на прибыль методом начисления;
дебиторская задолженность, в счет погашения которой поступают денежные средства, была учтена в составе доходов.
Об этом сказано в пункте 2.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Е.Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга
6. Статья: Переплата по налогу доходом не является
Нет, не является. Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со статьей 41 НК РФ, и в составе доходов не учитываются.*
Это относится к налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и к другим, от уплаты которых «упрощенщики» не освобождены.
Такие разъяснения дал и Минфин России в письме от 24 июня 2009 г. № 03-11-06/2/106.
Е.А. Орлова,
налоговый консультант ООО «МодернСтрой»
Журнал «Учет в производстве», №6, 2013 г.
7. Ситуация: Нужно ли отражать в книге учета доходов и расходов хозяйственные операции, которые не влияют на расчет единого налога при упрощенке
По общему правилу не нужно, однако есть исключения для некоторых видов расходов.
Книга учета доходов и расходов представляет собой регистр налогового учета, предназначенный для правильного формирования налоговой базы по единому налогу при упрощенке.* Никаких других целей ведение этой книги не преследует. Поэтому отражать в ней хозяйственные операции, не влияющие на расчет единого налога, необязательно. Это следует из положений статьи 346.24 Налогового кодекса РФ.
Следует отметить, что при ведении книги организация должна обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для расчета налога (п. 1.2 приложения 2 к приказу Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н). Если при проверке налоговая инспекция установит, что хозяйственные операции, влияющие на определение налоговой базы, в книге учета доходов и расходов не отражены (отражены неправильно), она сможет привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.*
Из рекомендации «Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке»
Е.Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени