Да, может, если не является юридическим лицом. Но в настоящее время индивидуальный предприниматель не вправе заниматься розничной продажей алкогольной продукции (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), в связи с чем у него могут возникнуть проблемы с получением лицензий на продажу многих товаров в рамках деятельности общепита, а подробный порядок применения режимов, расчёта налогов и использования ККТ содержится в материалах Системы Главбух.
1. Рекомендация: Кто может применять патентную систему налогообложения
Патентная система налогообложения является самостоятельным специальным налоговым режимом, который применяется в добровольном порядке (гл. 26.5, п. 2 ст. 346.44 НК РФ).
Перейти на патентную систему налогообложения можно только в тех субъектах РФ, где этот налоговый режим установлен региональным законодательством (п. 1 ст. 346.43 НК РФ).
Перечень регионов, на территории которых введена патентная система налогообложения, представлен в таблице.
Условия для применения спецрежима*
Применять патентную систему налогообложения могут лишь предприниматели и только при одновременном соблюдении следующих условий:
вид деятельности, которым предприниматель занимается (планирует заниматься после приобретения патента), указан в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ. В этом случае предприниматель вправе применять данный спецрежим при оказании услуг (выполнении работ) как для населения, так и для организаций (письмо ФНС России от 10 июня 2014 г. № ГД-4-3/11215). Кроме того, субъекты РФ вправе расширить данный перечень, дополнив его иными бытовыми услугами, указанными в ОКУН (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Однако применять патентную систему налогообложения при оказании таких услуг (расширенных) можно лишь в отношении тех, которые предоставляются только населению (письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-11-11/398);
предприниматель ведет деятельность самостоятельно или с привлечением наемного персонала (в т. ч. по договорам гражданско-правового характера), средняя численность которого не превышает 15 человек по всем видам деятельности. То есть ограничение применяется к общему числу наемных сотрудников предпринимателя, включая задействованных в деятельности под иными режимами налогообложения. Средняя численность определяется за период, на который выдан патент;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
деятельность не осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Перечисленные условия должны выполняться в течение всего срока действия патента.
Такой вывод следует из положений пунктов 2, 5 и 6 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
Если в течение срока действия патента хотя бы одно из перечисленных условий нарушится, предприниматель должен перейти на общий режим налогообложения. Подробнее об этом см. В каких случаях предприниматель лишается права применять патентную систему налогообложения.
Применять патентную систему предприниматель может независимо от своего налогового статуса, то есть будучи как резидентом, так и нерезидентом (письмо Минфина России от 25 ноября 2013 г. № 03-11-12/50675).
Форма расчетов с покупателями (заказчиками), а также источник оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых предпринимателем, также не влияет на возможность применения патентной системы налогообложения. То есть предприниматель может получать оплату от организаций и населения как в наличной, так и в безналичной формах, причем даже из бюджетных средств. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-11-12/40, от 21 января 2013 г. № 03-11-12/07.
На какие виды деятельности выдается патент*
Перечень видов деятельности, на которые можно получить патент, установлен пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ. При этом субъекты РФ вправе расширить данный перечень в отношении иных бытовых услуг, указанных в ОКУН (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Если предприниматель планирует одновременно заниматься несколькими из перечисленных видов деятельности, он должен получить патенты на каждый из них.
Каждый патент выдается только на один вид деятельности и действует на территории того субъекта РФ, который в нем указан. При этом в отношении розничной торговли Минфин России в письме от 14 декабря 2012 г. № 03-11-11/378 разъяснил следующее. Если предприниматель имеет в одном субъекте РФ несколько торговых точек, площадь торгового зала каждой из которых не более 50 кв. м, то на каждую торговую точку получать патент не нужно. В этом случае один патент будет действовать в отношении всех торговых точек, расположенных на территории одного субъекта РФ. Аналогичная ситуация и при оказании услуг общественного питания. Если площадь зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м в каждом объекте общепита и все эти объекты расположены в одном субъекте РФ, предпринимателю достаточно приобрести один патент. Об этом сказано в письме Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-11-11/59.
Ситуация: может ли предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении услуг общепита, если он продает подакцизную алкогольную продукцию*
Да, может, но при условии, что реализуется алкогольная продукция не собственного производства.
Услуги общепита включены в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (подп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Под услугами общепита следует понимать:
изготовление кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
создание условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров;
проведение досуга.
При этом для целей патентной системы к общепиту не относятся услуги по производству и реализации подакцизной продукции (подп. 13 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Толкование этой нормы позволяет сделать следующий вывод. Применять патентную систему налогообложения в отношении услуг общепита не могут предприниматели, которые реализуют подакцизную алкогольную продукция собственного производства.
Таким образом, при реализации подакцизной алкогольной продукции предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении услуг общепита только в том случае, когда такая продукция произведена не им самим. Причем неважно, продает ее предприниматель в заводской упаковке (фасовке) или без нее.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 03-11-12/53603 и от 1 ноября 2012 г. № 03-11-10/49.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья: На продажу алкоголя в ресторанах и кафе нужно будет иметь специальную лицензию
На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ. Законопроект предусматривает выдачу лицензии отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и на реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Для получения лицензии на реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общепита вне стационарных объектов предприятий общепита заявителю необходимо будет представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие:*
— наличие у него в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана, водного судна, воздушного судна и (или) его право оказывать в них услуги общепита;
— включение нестационарных объектов общепита в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Журнал «Бухгалтерия ИП»
АПРЕЛЬ 2014
3. Книга: Общественное питание и ЕНВД
Пожалуй, самым распространенным видом деятельности, в котором может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является оказание услуг общественного питания.
О порядке исчисления организациями и коммерсантами, оказывающими услуги общественного питания единого налога на вмененный доход, мы и поговорим в данной статье.
Итак, в соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) может применяться в отношении двух видов предпринимательской деятельности, относящихся к услугам общественного питания:*
оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
К услугам общественного питания не относятся производство и реализация подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ: алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 656 «Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции»*.
Если же указанные товары являются покупными, их реализация приравнивается к услугам общественного питания и облагается ЕНВД (если при этом площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м или покупные товары реализуются через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей). Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 03-11-06/3/199, от 16 июня 2008 года № 03-11-04/3/275, от 18 января 2008 года № 03-11-04/3/6)*.
Пример*.
Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания через объект общественного питания, площадь которого не превышает 150 кв. м. При этом в качестве напитков он предлагает покупное пиво, которое разливается в стаканы и подается непосредственно потребителю. Более того, в рамках оказания услуг общественного питания предприниматель реализует и другие виды покупных товаров (шоколад, чипсы, печенье, орешки и прочее).
Такая деятельность предпринимателя будет облагаться ЕНВД как услуги общепита. Если же предприниматель реализует пиво в бутылках через киоск, такой вид деятельности будет признаваться розничной торговлей. Он также будет облагаться ЕНВД, но уже по другому основанию.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
4. Рекомендация: Кто может применять упрощенку
Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки.
Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима (60 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются*.
Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима=60 000 000 руб.?Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год
Поэтому налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года его доходы не превысили 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248*.
В коммерческих организациях
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита доходов должны и организации, и предприниматели. И те и другие могут оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года их доходы не превысят 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748*.
При расчете суммы предельного дохода учитывайте:*
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
авансы, полученные налогоплательщиками, которые до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Численность сотрудников*
При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При определении средней численности сотрудников руководствуйтесь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.
В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:
среднесписочную численность сотрудников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).
В коммерческих организациях
Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.
Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.
В коммерческих организациях
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости основных средств предприниматели должны. Объясняется это следующим. В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. Вместе с тем, исходя из совокупности положений пункта 1 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, предприниматель утратит право на применение упрощенки, если лимит остаточной стоимости основных средств превысит. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5. Рекомендация: Как рассчитать и выплатить стоимость патента
Стоимость патента*
Стоимость патента определяйте с учетом:
вида деятельности, заявленного предпринимателем;
места регистрации в качестве предпринимателя, применяющего патентную систему;
потенциально возможного годового дохода, установленного региональным законом для заявленного вида деятельности;
продолжительности налогового периода, на который выдается патент (от 1 до 12 месяцев).
Спектр услуг, оказываемых предпринимателем в рамках заявленного вида деятельности, на стоимость патента не влияет, поскольку определение потенциально возможного дохода по каждому виду услуг налоговым законодательством не предусмотрено.
Для определения годовой стоимости патента воспользуйтесь формулой:
Стоимость патента на 12 месяцев, руб.=6%?Потенциально возможный годовой доход по заявленному виду деятельности, руб.
Если предприниматель приобретает патент на срок, меньший чем 12 месяцев, стоимость патента определите по формуле:
Стоимость патента на период от 1 до 11 месяцев (включительно)=Стоимость патента на 12 месяцев? Количество месяцев срока, на который выдан патент : 12 месяцев
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 346.51 Налогового кодекса РФ.
Размер потенциально возможного годового дохода устанавливается региональным законодательством. По общему правилу его утверждают на один год. Однако если регион не издаст закон с доходом на очередной год, то будет действовать его прежний размер (п. 2 ст. 346.48 НК РФ, письмо Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-11-10/41274).
получать патент, который будет действовать с начала следующего года, лучше не раньше декабря текущего года. Только при таком варианте можно быть уверенным в том, что сумма налога, которую рассчитает инспекция, останется неизменной.
Дело в том, что региональные законы об изменении потенциально возможного годового дохода издают, как правило, в октябре-ноябре текущего года. Если до декабря новый закон не издан, это значит, что региональные власти решили оставить прежний размер дохода.
Предположим, предприниматель подал в инспекцию заявление на патент в октябре. Отказать в получении патента инспекция не вправе. Поэтому она выдаст ему документ, рассчитав налог исходя из действующего размера потенциального дохода. А в ноябре региональные власти издали закон, который увеличивает показатель дохода. В этом случае инспекция пересчитает налог в сторону увеличения и выдаст предпринимателю новый патент. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 27 января 2014 г. № 03-11-09/2884.
Список региональных законов, в которых можно посмотреть действующие размеры дохода, см. в таблице.
Установленные регионами потенциально возможные годовые доходы должны находиться в рамках минимального и максимального пределов. Их базовый уровень составляет 100 000 руб. и 1 000 000 руб. соответственно. Эти предельные размеры подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. Так, в 2014 году потенциально возможный годовой доход, установленный регионом, не может быть меньше 106 700 руб. и не должен превышать 1 067 000 руб.
В то же время по отдельным видам деятельности субъектам РФ дано право увеличивать верхний предел:
не более чем в три раза – по следующим видам деятельности:
техобслуживание и ремонт автомототранспорта, машин и оборудования (подп. 9 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
перевозка грузов автотранспортом, водным транспортом (подп. 10, 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
перевозка пассажиров автотранспортом, водным транспортом (подп. 11, 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
медицинская или фармацевтическая деятельность (подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
обрядовые услуги (подп. 42 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
ритуальные услуги (подп. 43 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
не более чем в пять раз – по любому виду деятельности, если такая деятельность ведется на территории города с численностью населения более 1 млн человек;
Главбух советует: если региональным законом установлены разные размеры потенциального дохода в зависимости от численности населения города (населенного пункта), в котором ведется деятельность, то при определенных условиях предприниматель может минимизировать стоимость патента.
В письме Минфина России от 28 февраля 2013 г. № 03-11-09/5817 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 22 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5024) сказано, что в таких ситуациях размер потенциального дохода нужно определять по численности населения того города (населенного пункта), в котором предприниматель встал на учет в налоговую инспекцию как применяющий патентную систему. Это связано с тем, что дифференциация потенциального дохода по месту ведения деятельности налоговым законодательством не предусмотрена.
Следовательно, предприниматель, который вправе встать на учет в любую налоговую инспекцию в пределах субъекта РФ, может выбрать инспекцию, расположенную в населенном пункте с численностью населения менее 1 млн человек. Таким образом, размер потенциального дохода, а значит и стоимость патента, будут минимизированы.
Численность населения можно узнать из данных официального статистического учета Росстата. При этом для расчета стоимости патента на 2013 год нужно брать данные о численности по состоянию на 1 января 2012 года. Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-11-10/5328 и ФНС России от 9 июля 2013 г. № ЕД-4-3/12369.
не более чем в 10 раз – по таким видам деятельности, как сдача в аренду собственных помещений (дач, земельных участков), а также розничная торговля и услуги общепита (подп. 19, 45–47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Размер потенциально возможного годового дохода субъекты РФ могут устанавливать:
по группе видов деятельности;
отдельно по каждому виду деятельности, при условии что такая дифференциация предусмотрена ОКУН или ОКВЭД;
в зависимости от средней численности наемных сотрудников;
в зависимости от количества транспортных средств;
в зависимости от количества обособленных объектов (площадей) розничной торговли и общепита (по соответствующим видам деятельности);
в зависимости от количества обособленных объектов, передаваемых в аренду (наем).
Важно отметить, что при такой дифференциации потенциально возможный годовой доход, полученный расчетным путем, может превысить его предельный максимум. В такой ситуации налоговая инспекция должна рассчитать стоимость патента исходя из предельного дохода. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-11-09/40318 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 ноября 2013 г. № ЕД-4-3/20206, которое размещено на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).
Возможность устанавливать различные размеры потенциального дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности законодательством не предусмотрена (письмо Минфина России от 6 августа 2012 г. № 03-11-10/31).
Такой порядок следует из положений пунктов 7, 8 и 9 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
Для предпринимателей, которые сдают в аренду собственные объекты недвижимости (например, помещения, земельные участки и т. п.), есть некоторые особенности касательно количества таких объектов. Определяйте его на основании договоров аренды (найма). Например, у предпринимателя в собственности здание с несколькими офисными помещениями. Эти помещения он сдает в аренду нескольким арендаторам по разным договорам. Значит, каждый из таких офисов будет являться обособленным объектом. Кроме того, если в течение срока действия патента предприниматель сдавал поочередно в аренду один и тот же объект нескольким арендаторам по разным договорам, то независимо от количества договоров такой объект учитывается как один обособленный. Например, предприниматель получил патент на сдачу одного нежилого помещения в аренду. В период действия патента помещение сдавал четырем арендаторам последовательно. В этом случае предпринимателю не нужно дополнительно получать новый патент, он может продолжать деятельность по имеющемуся, потому что считается, что сдан один объект, а не четыре. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-11/41513, от 1 марта 2013 г. № 03-11-10/6075, от 28 февраля 2013 г. № 03-11-10/5810 и ФНС России от 16 мая 2013 г. № ЕД-4-3/8777 (документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
6. Рекомендация: Как рассчитать ЕНВД при оказании услуг общественного питания
Порядок расчета ЕНВД с услуг общественного питания зависит от того, имеет объект общепита зал обслуживания посетителей или нет*.
Наличие зала обслуживания
Если объект общепита имеет зал обслуживания посетителей (столовые, кафе и рестораны), физический показатель для расчета ЕНВД – площадь зала обслуживания (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Она не должна быть больше 150 кв. м (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Показатель базовой доходности по данному виду деятельности составляет 1000 руб. в месяц за 1 кв. м площади зала (п. 3 ст. 346.29 НК РФ)*.
Информацию о площади помещений, на которых оказываются услуги общепита, возьмите из инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ). Например, технического паспорта на нежилое помещение, договора купли-продажи помещения, планов, схем, экспликаций, договора аренды (субаренды) помещения или его части (частей), разрешения на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п. (письма Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-11-11/259, от 8 августа 2012 г. № 03-11-11/231)*.
Ситуация: какие помещения относятся к залу обслуживания посетителей при расчете ЕНВД по услугам общепита*
Понятия «объект общепита» и «площадь зала обслуживания» следует разграничивать.
Под объектом общепита подразумевается здание (его часть) или строение, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для оказания услуг общепита. Это специально оборудованное место и является залом обслуживания посетителей. Об этом сказано в статье 346.27 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, объект организации общепита – это комплекс, включающий в себя производственные, административно-бытовые, подсобные и другие помещения, необходимые для ведения предпринимательской деятельности. В то время как зал обслуживания – лишь часть этого помещения, где происходит непосредственное обслуживание посетителей. Площадь зала обслуживания и есть тот показатель, который применяется при расчете ЕНВД. При определении площади зала обслуживания не учитывайте кухню, места раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, а также подсобные помещения (см., например, письма Минфина России от 21 марта 2008 г. № 03-11-04/3/143,УФНС России по Московской области от 2 мая 2006 г. № 22-19-И/0192, постановления ФАС Уральского округа от 15 ноября 2007 г. № Ф09-8749/07-С3, Центрального округа от 19 декабря 2007 г. № А36-1291/2007, Поволжского округа от 26 июня 2007 г. № А65-17953/2006-СА1-19).
При расчете ЕНВД учитывайте не только собственные, но и арендуемые площади. Не включайте в расчет только те из них, которые переданы в аренду (субаренду) или не используются (например, находятся на ремонте). Об этом сказано в письме Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-06-05-04/57.
Если по инвентаризационным документам для оказания услуг общепита используется помещение, части которого конструктивно друг от друга не обособлены и расположены в одном объекте недвижимости, то при расчете ЕНВД следует учитывать общую площадь помещения (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-11-06/3/38). Например, в расчет налога нужно включить и площади мест проведения досуга (бильярдных, танцзалов и т. п.) и открытых площадок, которые совмещены (объединены) с залом обслуживания посетителей. Это следует из писем Минфина России от 31 августа 2006 г. № 03-11-04/3/399 и УФНС России по Московской области от 2 мая 2006 г. № 22-19-И/0192.
Если же места проведения досуга конструктивно отделены от зала обслуживания посетителей, их площадь при расчете ЕНВД не учитывайте (письмо Минфина России от 8 июля 2008 г. № 03-11-03/14).
Ситуация: нужно ли учесть при расчете ЕНВД по услугам общепита площадь летнего кафе, размещенного перед рестораном. Столики для посетителей располагаются на открытой площадке. Посетителей обслуживает персонал ресторана*
Да, нужно. Площадь летнего кафе включите в расчет общей площади ресторана. Если полученный показатель превысит 150 кв. м, откажитесь от применения ЕНВД.
В рассматриваемой ситуации кафе, которое в летний период размещается на территории, прилегающей к ресторану, следует квалифицировать как открытую площадку – специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке (абз. 25 ст. 346.27 НК РФ). Площадь таких объектов в организациях общепита признается частью зала обслуживания посетителей (абз. 23 ст. 346.27 НК РФ).
Поскольку посетителей летнего кафе обслуживает персонал ресторана, самостоятельное функционирование открытой площадки невозможно. Следовательно, ресторан и открытая площадка летнего кафе признаются единым объектом общепита. В этом случае общая площадь зала обслуживания посетителей для расчета ЕНВД определяется как сумма всех площадей, используемых организацией. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-11-06/3/8505.
Площадь территории, на которой в летнее время организуется открытое кафе, определяйте на основании любых имеющихся у организации правоустанавливающих и инвентаризационных документов. Например, на основании договора аренды земельного участка под летнее кафе или разрешения на право обслуживания посетителей на открытой площадке. Такой вывод подтверждается положениями абзаца 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Если суммарная площадь зала обслуживания посетителей (площадь зала ресторана и летнего кафе) превысит 150 кв. м, организация должна отказаться от применения ЕНВД и перейти на другой налоговый режим. Это следует из положений подпункта 8 пункта 2 статьи 346.26 и абзаца 3 пункта 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.
Предприятия общепита, имеющие несколько объектов своей деятельности, должны рассчитывать площадь зала обслуживания по каждому из них отдельно (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом все объекты общепита должны быть разделены в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Иначе их нужно рассматривать как единый комплекс и при определении площади зала обслуживания учитывать суммарную площадь всех объектов. Это следует из писем Минфина России от 31 января 2006 г. № 03-11-04/3/51, от 26 июля 2005 г. № 03-11-04/3/34*.
Отсутствие зала обслуживания
Если объект общепита не имеет зала обслуживания посетителей (киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т. п.), физический показатель для расчета ЕНВД – количество сотрудников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Значение базовой доходности по данному виду деятельности составляет 4500 руб. в месяц с каждого сотрудника (п. 3 ст. 346.29 НК РФ, письмо Минфина России от 8 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/182)*.
При определении количества сотрудников рассчитайте среднюю численность персонала за каждый месяц квартала*.
Корректирующие коэффициенты
Кроме физических показателей и базовой доходности, при расчете ЕНВД по услугам общепита используйте значения:*
- коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
- корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
При этом значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ)*.
Налоговая ставка
Сумму ЕНВД рассчитывайте по ставке 15 процентов вмененного дохода (налоговой базы) (ст. 346.31 НК РФ)*.
Налоговая база
Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Если предприятие общепита имеет зал обслуживания посетителей, используйте формулу:*
Налоговая база по ЕНВД за квартал |
= |
Базовая доходность за месяц (1000 руб.) |
? |
Площадь зала обслуживания посетителей в первом месяце квартала |
+ |
Площадь зала обслуживания посетителей во втором месяце квартала |
+ |
Площадь зала обслуживания посетителей в третьем месяце квартала |
? |
К1 |
? |
К2 |
Если предприятие общепита не имеет зала обслуживания посетителей, налоговую базу по ЕНВД определите по формуле:*
Налоговая база по ЕНВД за квартал |
= |
Базовая доходность за месяц (4500 руб.) |
? |
Средняя численность сотрудников за первый месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за второй месяц квартала |
+ |
Средняя численность сотрудников за третий месяц квартала |
? |
К1 |
? |
К2 |
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ*.
Значения физических показателей – площади зала обслуживания посетителей и средней численности сотрудников – включайте в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). При округлении размера физических показателей их значения менее 0,5 единицы отбрасывайте, а 0,5 единицы и более округляйте до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111)*.
Изменение физического показателя
Если в течение квартала площадь зала обслуживания посетителей увеличивалась или уменьшалась, изменения учитывайте с начала месяца, в котором они произошли (п. 9 ст. 346.29 НК РФ)*.
Если организация начала или прекратила применение ЕНВД в течение квартала (например, с 20 февраля), то налоговую базу нужно определять с учетом фактической продолжительности ведения деятельности за месяц, в котором организация была поставлена на учет (снята с учета) в качестве плательщика единого налога. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД*.
Расчет ЕНВД
Определив размер налоговой базы, рассчитайте сумму ЕНВД за отчетный квартал. Для этого используйте формулу:*
ЕНВД |
= |
Налоговая база по ЕНВД за квартал |
? |
15% |
Это следует из подпункта 10 пункта 5.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13*.
Пример расчета ЕНВД по объекту общепита, не имеющему зала обслуживания посетителей. Численность сотрудников изменялась в течение налогового периода*
ЗАО «Альфа» оказывает услуги общепита через палатку, расположенную возле торгового центра, и применяет ЕНВД.
В 2014 году значение коэффициента-дефлятора К1 равно 1,672. Значение корректирующего коэффициента К2 местными властями установлено в размере 0,7.
В I квартале средняя численность сотрудников организации составила:
- в январе – 1 человек;
- в феврале – 2 человека;
- в марте – 2 человека.
Вмененный доход для расчета ЕНВД за I квартал составил:
4500 руб./чел. ? (1 чел. + 2 чел. + 2 чел.) ? 0,7 ? 1,672 = 26 334 руб.
ЕНВД за I квартал равен:
26 334 руб. ? 15% = 3950 руб.
Рассчитанную сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных больничных пособий. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
7. Рекомендация: Как рассчитать единый налог с доходов при упрощенке
Налоговый и отчетные периоды*
Налоговый период по единому налогу при упрощенке – календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, первое полугодие и девять месяцев. Это установлено статьей 346.19 Налогового кодекса РФ.
По итогам каждого отчетного периода рассчитывайте авансовые платежи (п. 3 и 4 ст. 346.21 НК РФ). А с учетом таких начислений по итогам года определяйте сумму самого налога (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).
Расчет налога*
Налоговая ставка для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, равна 6 процентов.
Единый налог (авансовые платежи) при упрощенке рассчитывайте нарастающим итогом с начала года по формуле:
Единый налог (авансовый платеж) при упрощенке за год (отчетный период)
=Доходы, полученные за год (отчетный период)?Ставка налога (6%)
Это следует из пункта 1 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Учет доходов*
Доходы, полученные за год (отчетный период), определяйте по правилам статей 346.15 и 346.17 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке.
Налоговый вычет*
Сумму единого налога (авансового платежа за отчетный период) при упрощенке можно уменьшить на сумму налогового вычета, который включает в себя три составляющих.
1. Сумма страховых взносов, уплаченных (в пределах начисленных сумм) в том периоде, за который начислен единый налог или авансовый платеж. В эту сумму могут быть включены страховые взносы, начисленные за предыдущие налоговые периоды (например, за 2013 год), но перечисленные во внебюджетные фонды в отчетном периоде (например, в I квартале 2014 года).
2. Сумма взносов по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности. Этот вид расходов включается в состав налогового вычета, только если договоры заключены со страховыми организациями, имеющими действующие лицензии. А предусмотренные договорами суммы страховых выплат не превышают размера пособий по временной нетрудоспособности, определенного в соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
3. Сумма выплаченных за счет средств организации больничных пособий за первые три дня нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами по договорам, указанным в пункте 2.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 03-11-09/99.
Сумму больничного пособия не уменьшайте на сумму исчисленного с пособия НДФЛ (письмо Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-11-06/2/12039). Доплаты к больничному пособию до фактического среднего заработка сотрудника не учитывайте. Эти суммы пособием не являются (ст. 7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
По общему правилу размер вычета не может превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (авансового платежа). Если сумма страховых взносов и больничных пособий больше этого ограничения, размер вычета определяйте по формуле:
Вычет по единому налогу (авансовому платежу) при упрощенке за год (отчетный период)=Единый налог (авансовый платеж) при упрощенке за год (отчетный период) ? 50%
Пример применения вычета по единому налогу при упрощенке. Организация платит единый налог с доходов*
Организация «Альфа» применяет упрощенку, платит единый налог с доходов. За I квартал текущего года организация начислила:
авансовый платеж по единому налогу – в размере 48 000 руб.;
взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование – 12 500 руб. (отражены в форме РСВ-1 ПФР за I квартал);
взносы на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 5000 руб. (отражены в форме-4 ФСС за I квартал);
взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности (по договорам, условия которых соответствуют требованиям подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ) – в общей сумме 6000 руб.;
больничные пособия за первые три дня нетрудоспособности сотрудникам, в отношении которых не были заключены договоры добровольного страхования, – в общей сумме 2500 руб. (отражены в форме-4 ФСС за I квартал).
В течение I квартала (с 1 января по 31 марта) было перечислено (выплачено):
1) взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование:
– за январь, февраль и март текущего года – в сумме 12 500 руб.;
– за декабрь предыдущего года – в сумме 3500 руб. (отражены в форме РСВ-1 ПФР за предыдущий год);
2) взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний:
– за январь и февраль – в сумме 2700 руб.;
– за декабрь предыдущего года – в сумме 1400 руб. (отражены в форме-4 ФСС за предыдущий год);
3) взносов на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности – в сумме 6000 руб.;
4) больничных пособий сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности – в сумме 2500 руб.
Предельная величина вычета по единому налогу за I квартал составляет 24 000 руб. (48 000 руб. ? 50%).
В общую сумму расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, включаются:
– взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 16 000 руб. (12 500 руб. + 3500 руб.);
– взносы на обязательное социальное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего года за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 4100 руб. (2700 руб. + 1400 руб.);
– взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности в размере фактически уплаченных сумм – 6000 руб.;
– больничные пособия сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности в размере фактически выплаченных сумм (без уменьшения на сумму НДФЛ) – 2500 руб.
Общая сумма расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, составляет 28 600 руб. (16 000 руб. + 4100 руб. + 6000 руб. + 2500 руб.). Эта сумма превышает предельную величину вычета (28 600 руб. > 24 000 руб.). Поэтому авансовый платеж по единому налогу за I квартал бухгалтер «Альфы» начислил в размере 24 000 руб.
В коммерческих организациях*
Статьей 346.21 Налогового кодекса РФ предусмотрен различный порядок применения налогового вычета по уплаченным страховым взносам для предпринимателей, которые ведут деятельность с привлечением и без привлечения наемного персонала. Под наемным персоналом подразумеваются сотрудники, работающие как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 23 сентября 2013 г. № 03-11-09/39228 и ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18595 (документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).
Предприниматели, работающие с привлечением наемного персонала, признаются плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
– как лица, которые производят выплаты и вознаграждения другим физическим лицам;
– как предприниматели, самостоятельно финансирующие свое пенсионное и медицинское страхование.
Такие предприниматели платят страховые взносы:
за себя в фиксированном размере (включая страховые взносы с превышения дохода 300 000 руб.) – в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС;
за наемных сотрудников – в Пенсионный фонд РФ, ФСС России и ФФОМС.
Это следует из положений подпункта «б» части 1, части 3 статьи 5, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
К вычету предприниматели, работающие с привлечением наемного персонала, могут принять обе суммы. При этом они должны соблюдать ограничение: общий размер вычета не может превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 мая 2013 г. № 03-11-11/16939.
Предприниматели, работающие без привлечения наемного персонала, признаются плательщиками страховых взносов, которые не производят выплат и вознаграждений физическим лицам. Они платят страховые взносы только за себя в фиксированном размере. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такие предприниматели могут уменьшить сумму единого налога на всю сумму страховых взносов, фактически уплаченных в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС в фиксированном размере, включая страховые взносы с превышения дохода 300 000 руб. (абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, письмо Минфина России от 21 февраля 2014 г. № 03-11-11/7514). Предусмотренное абзацем 5 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ 50-процентное ограничение суммы вычета на них не распространяется.
Подробнее о том, как предприниматели считают взносы за себя, читайте в рекомендации Как предпринимателю рассчитать взносы на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование
Пример применения вычета по единому налогу при упрощенке. Предприниматель платит единый налог с доходов. Работает без привлечения наемного персонала. Доход за год не превысил 300 000 руб.*
Предприниматель А.И. Иванов применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Иванов ведет предпринимательскую деятельность без привлечения наемного персонала. Он ежеквартально перечисляет во внебюджетные фонды взносы на собственное страхование в фиксированных размерах и учитывает эти взносы при расчете авансовых платежей по единому налогу. Доход Иванова за год не превысил 300 000 руб.
Суммы ежеквартальных взносов Иванова на свое пенсионное (медицинское) страхование равны:
4332,12 руб. (5554 руб. ? 26% ? 3 мес.) – в Пенсионный фонд РФ;
849,76 руб. (5554 руб. ? 5,1% ? 3 мес.) – в ФФОМС.
Такие суммы были перечислены в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС в марте, июне, сентябре и декабре. Общая сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в фиксированном размере в течение года, составляет 20 727,52 руб. ((4332,12 руб. + 849,76 руб.) ? 4).
Сумма единого налога за год – 18 000 руб.
К вычету Иванов может принять уплаченные страховые взносы в размере, не превышающем сумму единого налога (18 000 руб.).
По итогам года предприниматель не перечисляет единый налог в бюджет. В декларации по единому налогу предприниматель отразил вычет в размере 18 000 руб.
Пример применения вычета по единому налогу при упрощенке. Предприниматель платит единый налог с доходов. Работает без привлечения наемного персонала. Доход за год превысил 300 000 руб.*
Предприниматель А.И. Иванов применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Иванов ведет предпринимательскую деятельность без привлечения наемного персонала. Он ежеквартально перечисляет во внебюджетные фонды взносы на собственное страхование в фиксированных размерах и учитывает эти взносы при расчете авансовых платежей по единому налогу. Доход Иванова за год составил 700 000 руб., в том числе:
– за девять месяцев – 300 000 руб.;
– за IV квартал – 400 000 руб.
За период с января по сентябрь суммы ежеквартальных взносов Иванова на свое пенсионное (медицинское) страхование равны:
4332,12 руб. (5554 руб. ? 26% ? 3 мес.) – в Пенсионный фонд РФ;
849,76 руб. (5554 руб. ? 5,1% ? 3 мес.) – в ФФОМС.
Такие суммы были перечислены в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС в марте, июне и сентябре. Общая сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в фиксированном размере, по состоянию на 1 октября составила 15 545,64 руб. ((4332,12 руб. + 849,76 руб.) ? 3).
Сумма авансового платежа по единому налогу за девять месяцев составила 18 000 руб. С учетом уменьшения ее на сумму вычета величина авансового платежа составила:
18 000 руб. – 15 545,64 руб. = 2454,36 руб.
В декабре Иванов перечислил во внебюджетные фонды страховые взносы на собственное страхование за IV квартал – 9181,88 руб. (849,76 руб. + 4332,12 руб. + 400 000 руб. ? 1%).
Общая сумма страховых взносов, уплаченных в течение года, составляет:
15 545,64 руб. + 9181,88 руб. = 24 727,52 руб.
Сумма единого налога за год – 42 000 руб.
С учетом ранее начисленных авансовых платежей и взносов на собственное страхование за IV квартал по итогам года предприниматель должен доплатить в бюджет:
42 000 руб. – 2454,36 руб. – 15 545,64 руб. – 9181,88 руб. = 14 818,12 руб.
В декларации по единому налогу предприниматель отразил вычет в размере 24 727,52 руб.
В течение года страховые взносы в фиксированном размере могут быть перечислены в Пенсионный фонд РФ либо единовременно, либо несколькими платежами. При этом в уменьшение единого налога (авансового платежа по единому налогу) принимается только та сумма страховых взносов, которая фактически была уплачена в периоде, за который рассчитан налог (авансовый платеж). Об этом сказано в письмах Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-11-11/36393, от 23 августа 2013 г. № 03-11-09/34637, от 3 апреля 2013 г. № 03-11-11/135, ФНС России от 25 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/643.
В таком же порядке принимаются к вычету и страховые взносы, начисленные с превышения дохода 300 000 руб. По общему правилу эти суммы нужно заплатить не позднее 1 апреля следующего года (ч. 2 ст. 16 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Однако если предприниматель платит их в течение года, то уменьшать единый налог можно в тех отчетных периодах, когда взносы фактически были перечислены в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 мая 2014 г. № 03-11-11/24969.
Бывает, что вычет превышает начисленную сумму единого налога. В таком случае переносить неиспользованную часть вычета на следующий календарный год нельзя – это не предусмотрено налоговым законодательством (письмо Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-11-11/36393).
В коммерческих организациях
Ситуация: какую сумму обязательных страховых взносов может принять к вычету предприниматель на упрощенке (объект – доходы). В отдельных месяцах налогового периода деятельность ведется с привлечением наемного персонала*
Предприниматель может принять к вычету общую сумму обязательных страховых взносов, уплаченных на собственное страхование и на страхование наемного персонала. При этом размер вычета не должен превышать 50 процентов от суммы начисленного налога.
Налоговым периодом по единому налогу при упрощенке является календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Налоговую базу считают нарастающим итогом с начала года (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Значит, величину налогового вычета предприниматель сможет определить только по окончании года. А наняв сотрудников даже на самые непродолжительные сроки в отдельных месяцах, коммерсант приобретет статус плательщика страховых взносов с выплат и вознаграждений другим физическим лицам. Тем самым он лишится возможности в полном размере принимать к вычету взносы, уплаченные в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС на собственное страхование. В таком же положении окажется предприниматель, который в течение года уволит всех наемных сотрудников. Даже если выплаты в пользу наемного персонала будут, например, только в январе текущего года, применять вычет по единому налогу без ограничений предприниматель сможет только со следующего года. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22085.
В рассматриваемой ситуации сумму единого налога, начисленного по итогам года, предприниматель вправе уменьшить на сумму страховых взносов с выплат и вознаграждений наемному персоналу и фиксированных платежей за себя. Таким образом, в состав вычета могут быть включены фактически уплаченные в течение года:
– взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование (в пределах сумм, отраженных в отчетности по форме РСВ-1 ПФР);
– взносы на обязательное социальное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (в пределах сумм, отраженных в отчетности по форме-4 ФСС);
– взносы, уплаченные на собственное страхование в фиксированном размере.
При этом предельная величина вычета составляет 50 процентов от суммы начисленного единого налога. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 мая 2013 г. № 03-11-11/16939.
Пример расчета единого налога с доходов при упрощенке. С января по октябрь предприниматель вел деятельность без привлечения наемного персонала. С ноября предприниматель производит выплаты наемному персоналу и начисляет с этих выплат взносы на обязательное страхование*
Предприниматель А.И. Иванов применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. В течение 10 месяцев (январь–октябрь) Иванов вел предпринимательскую деятельность без привлечения наемного персонала. В этом периоде он ежеквартально перечислял во внебюджетные фонды взносы на собственное страхование в фиксированных размерах и учитывал эти взносы при расчете авансовых платежей по единому налогу. Доход Иванова за год составил 700 000 руб., в том числе:
– за девять месяцев – 300 000 руб.;
– за IV квартал – 400 000 руб.
За период с января по сентябрь суммы ежеквартальных взносов Иванова на свое пенсионное (медицинское) страхование равны:
4332,12 руб. (5554 руб. ? 26% ? 3 мес.) – в Пенсионный фонд РФ;
849,76 руб. (5554 руб. ? 5,1% ? 3 мес.) – в ФФОМС.
Такие суммы были перечислены в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС в марте, июне и сентябре. Общая сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в фиксированном размере, по состоянию на 1 октября составила 15 545,64 руб. ((4332,12 руб. + 849,76 руб.) ? 3).
Сумма авансового платежа по единому налогу за девять месяцев составила 18 000 руб. С учетом уменьшения ее на сумму вычета величина авансового платежа составила:
18 000 руб. – 15 545,64 руб. = 2454,36 руб.
В ноябре Иванов заключил трудовой договор с бухгалтером А.И. Глебовой. Зарплата сотрудницы за ноябрь составила 10 000 руб. Сумма взносов в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС и ФСС России (в т. ч. на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) с зарплаты Глебовой составила 3112 руб.
В декабре Иванов перечислил во внебюджетные фонды страховые взносы:
– с зарплаты Глебовой – 3112 руб.;
– на собственное страхование за IV квартал – 9181,88 руб. (5181,88 руб. + 400 000 руб. ? 1%).
С приемом на работу бухгалтера Иванов лишился права на вычет всей суммы страховых взносов, уплаченных им на собственное страхование. По итогам года он может принять к вычету взносы с выплат Глебовой и за себя, но в пределах 50 процентов от суммы начисленного единого налога.
Общая сумма страховых взносов, уплаченных в течение года, составляет:
15 545,64 руб. + 9181,88 руб. + 3112 руб. = 27 839,52 руб.
Сумма единого налога за год – 42 000 руб. Предельный размер вычета – 21 000 руб. Эта величина меньше, чем сумма уплаченных страховых взносов (27 839,52 руб. > 21 000 руб.). Следовательно, к вычету Иванов может принять уплаченные страховые взносы в общей сумме 21 000 руб.
С учетом ранее начисленных авансовых платежей и взносов на собственное страхование за IV квартал по итогам года предприниматель должен был бы доплатить в бюджет:
42 000 руб. – 2454,36 руб. – 15 545,64 руб. – 9181,88 руб. = 14 818,12 руб.
Однако из-за корректировки суммы вычета Иванов доплатил в бюджет:
42 000 руб. – 2454,36 руб. – 21 000 руб. = 18 545,64 руб.
В декларации по единому налогу предприниматель отразил вычет в размере 21 000 руб.
Ситуация: можно ли уменьшить единый налог при упрощенке на сумму страховых взносов, уплаченных за прошлый год. В том году организация платила налог с разницы между доходами и расходами, а в текущем – с доходов*
Да, можно, но только с учетом установленных ограничений.
Ведь организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, вправе уменьшать сумму этого налога (авансовых платежей) на сумму уплаченных страховых взносов. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. При этом можно учитывать все те суммы взносов, что организация перечислила в ПФР и ФСС России в течение периода, за который она рассчитывает налог или авансовый платеж. Например, при расчете авансового платежа за полугодие 2014 года можно принять к вычету страховые взносы, которые организация заплатила в периоде с 1 января по 30 июня 2014 года включительно. Независимо от того, за какой период эти взносы были начислены: за январь–июнь 2014 года или за прошлый год. Главное, чтобы данные суммы были отражены в отчетности по страховым взносам: в форме-4 ФСС или РСВ-1 ПФР. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-11-11/60.
Тот факт, что организация сменила объект налогообложения, не лишает ее возможности учитывать страховые взносы при расчете единого налога. Ведь меняется лишь способ их учета. Когда налог перечисляли с разницы между доходами и расходами, на сумму уплаченных страховых взносов можно было уменьшать налоговую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Теперь же их можно вычитать непосредственно из суммы начисленного налога (авансового платежа).
Единственное, что изменилось: раньше можно было включать в расчет всю сумму взносов, а теперь, перейдя на объект налогообложения «доходы», придется соблюдать 50-процентное ограничение. То, которое установлено пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. Другими словами, за счет уплаченных страховых взносов единый налог (авансовый платеж) можно уменьшить не более чем в два раза.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
8. Рекомендация: Как рассчитать единый налог при упрощенке с разницы между доходами и расходами
Налоговый и отчетный периоды*
Налоговым периодом по единому налогу при упрощенке является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, первое полугодие и девять месяцев. Это установлено статьей 346.19 Налогового кодекса РФ.
В течение года авансовые платежи по единому налогу рассчитывайте по итогам каждого отчетного периода (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Налоговая ставка*
Налоговая ставка для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, составляет 15 процентов. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5 процентов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.20 Налогового Кодекса РФ.
Расчет авансовых платежей*
Авансовые платежи по единому налогу рассчитывайте нарастающим итогом с начала года.
Для этого используйте формулу:
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период=Доходы, полученные за отчетный период – Расходы, совершенные за отчетный период ? Ставка налога (от 5% до 15% в соответствии с региональным законодательством)
При этом, если организация получила убыток (расходы больше доходов), авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период равен 0.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.15, 346.17 и 346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке.
Расходы, совершенные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.16–346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.
Начисленную сумму авансового платежа налогоплательщик должен перечислить в бюджет за весь отчетный период. При этом ее можно уменьшить на сумму авансовых платежей, начисленных по итогам предыдущих отчетных периодов. В связи с этим по итогам очередного отчетного периода у организации может сложиться сумма авансового платежа не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам отчетного периода рассчитайте по формуле:
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам отчетного периода= Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период – Авансовые платежи по единому налогу при упрощенке к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам предыдущих отчетных периодов
Такой порядок следует из пунктов 4 и 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Полученную в результате положительную разницу (авансовый платеж к доплате) перечислите в бюджет.
Пример расчета авансовых платежей по единому налогу при упрощенке. Коммерческая организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами*
ЗАО «Альфа» применяет упрощенку, единый налог платит с разницы между доходами и расходами. Организация ведет бухучет в полном объеме.
За I квартал «Альфа» получила доходы – 2 000 000 руб. и понесла расходы – 1 800 000 руб. Разница между доходами и расходами за I квартал составила 200 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 800 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за этот период составил 30 000 руб. (200 000 руб. ? 15%).
В бухучете сделана запись:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 30 000 руб. – начислен авансовый платеж по единому налогу к доплате за I квартал.
25 апреля бухгалтер «Альфы» перечислил эту сумму в бюджет.
Во II квартале у организации не было доходов. Сумма расходов за этот период составила 800 000 руб. Таким образом, за первое полугодие организация получила доходы в сумме 2 000 000 руб. и понесла расходы в сумме 2 600 000 руб. (1 800 000 руб. + 800 000 руб.). Сумма превышения расходов над доходами (убыток) составила 600 000 руб. (2 000 000 руб. – 2 600 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 0 рублей.
Сумму авансового платежа по единому налогу к уменьшению по итогам полугодия бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
0 руб. – 30 000 руб. = –30 000 руб.
В бухучете сделана запись:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 30 000 руб. – сторнирована излишне начисленная сумма авансовых платежей по единому налогу за полугодие.
За девять месяцев организация получила доходы – 6 000 000 руб. и понесла расходы в сумме 5 400 000 руб. Превышение доходов над расходами составило 600 000 руб. (6 000 000 руб. – 5 400 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 90 000 руб. (600 000 руб. ? 15%).
Сумму авансового платежа по единому налогу к доплате по итогам девяти месяцев бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
90 000 руб. – 30 000 руб. + 30 000 руб. = 90 000 руб.
В бухучете сделана запись:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 90 000 руб. – начислен авансовый платеж по единому налогу к доплате за девять месяцев.
В октябре бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет авансовый платеж по итогам девяти месяцев за вычетом ранее уплаченных сумм. Размер платежа 60 000 руб. (90 000 руб. – 30 000 руб.).
Пример расчета авансовых платежей по единому налогу при упрощенке. Автономное учреждение платит единый налог с разницы между доходами и расходами*
ГУ НИИ «Альфа» применяет упрощенку, единый налог платит с разницы между доходами и расходами.
За I квартал «Альфа» получила доходы – 2 000 000 руб. и понесла расходы – 1 800 000 руб. Разница между доходами и расходами за I квартал составила 200 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 800 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за этот период составил 30 000 руб. (200 000 руб. ? 15%).
В бухучете сделана запись:
Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.05.000 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 30 000 руб. – начислен авансовый платеж по единому налогу к доплате за I квартал.
25 апреля бухгалтер «Альфы» перечислил эту сумму в бюджет.
Во II квартале у автономного учреждения не было доходов. Сумма расходов за этот период составила 800 000 руб. Таким образом, за первое полугодие «Альфа» получила доходы в сумме 2 000 000 руб. и понесла расходы в сумме 2 600 000 руб. (1 800 000 руб. + 800 000 руб.). Сумма превышения расходов над доходами (убыток) составила 600 000 руб. (2 000 000 руб. – 2 600 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 0 руб.
Сумму авансового платежа по единому налогу к уменьшению по итогам полугодия бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
0 руб. – 30 000 руб. = -30 000 руб.
В бухучете сделана запись:
Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.05.000 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 30 000 руб. – сторнирована излишне начисленная сумма авансовых платежей по единому налогу за полугодие.
За девять месяцев автономное учреждение получило доходы – 6 000 000 руб. и понесло расходы в сумме 5 400 000 руб. Превышение доходов над расходами составило 600 000 руб. (6 000 000 руб. – 5 400 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 90 000 руб. (600 000 руб. ? 15%).
Сумму авансового платежа по единому налогу к доплате по итогам девяти месяцев бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
90 000 руб. – 30 000 руб. + 30 000 руб. = 90 000 руб.
В бухучете сделана запись:
Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.05.000 субсчет «Расчеты по единому налогу»
– 90 000 руб. – начислен авансовый платеж по единому налогу к доплате за девять месяцев.
В октябре бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет авансовый платеж по итогам девяти месяцев за вычетом ранее уплаченных сумм. Размер платежа 60 000 руб. (90 000 руб. – 30 000 руб.).
Расчет налога за год*
Минимальный налог нужно заплатить, если:
по итогам налогового периода получен убыток (т. е. расходы больше доходов);
сумма единого налога за год меньше суммы минимального налога (1% от полученных доходов).
Такой порядок следует из абзаца 3 пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, по окончании года нужно рассчитать:
сумму единого налога;
сумму минимального налога (абз. 1 п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Полученные суммы сравните между собой. В бюджет перечислите тот налог, сумма которого окажется больше.
В следующем году разницу между уплаченным минимальным налогом и единым налогом организация может включить в расходы (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Единый налог при упрощенке за год рассчитайте по формуле:
Единый налог при упрощенке за год=Доходы, полученные за год–Расходы, понесенные за год – Разница между уплаченным минимальным налогом и единым налогом при упрощенке за предыдущий год – Убытки прошлых лет ? Ставка налога (от 5% до 15% в соответствии с региональным законодательством)
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 346.21, пунктов 6–7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.
Убытки прошлых лет определяйте в соответствии с пунктом 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как списать убыток, сложившийся в период применения упрощенки.
Если по итогам года организация не должна платить минимальный налог (сумма единого налога за год больше минимального налога), рассчитайте единый налог к доплате (уменьшению) по формуле:
Единый налог при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам года=Единый налог при упрощенке за год – Авансовые платежи по единому налогу при упрощенке к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам предыдущих отчетных периодов
Такой порядок следует из пункта 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Полученную положительную разницу (налог к доплате) перечислите в бюджет не позднее 31 марта следующего года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Отрицательную же разницу (налог к уменьшению) можно:
зачесть в счет недоимки по другим федеральным налогам;
зачесть в счет предстоящих платежей по единому налогу при упрощенке или другим федеральным налогам;
вернуть на расчетный (лицевой) счет налогоплательщика.
Для этого подайте в налоговую инспекцию заявление на зачет или возврат излишне уплаченной суммы единого налога (ст. 78 НК РФ).
Пример расчета единого налога при упрощенке. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами*
Организация применяет упрощенку, единый налог платит с разницы между доходами и расходами, бухучет ведет в полном объеме.
По итогам I квартала, первого полугодия и девяти месяцев бухгалтер начислил к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) и перечислил в бюджет авансовые платежи по единому налогу в сумме 100 000 руб., в том числе:
по итогам I квартала – к доплате 30 000 руб.;
по итогам первого полугодия – к уменьшению 10 000 руб.;
по итогам девяти месяцев – к доплате 80 000 руб.
В IV квартале у организации доходов не было. Всего за год организация получила доходы – 6 000 000 руб. и понесла расходы – 5 350 000 руб. Кроме того, бухгалтер включил в расходы разницу между единым налогом и уплаченным минимальным налогом за предыдущий год – 50 000 руб.
Таким образом, за текущий год превышение доходов над расходами составило 600 000 руб. (6 000 000 руб. – 5 350 000 руб. – 50 000 руб.). Убытков прошлых лет у организации нет. Единый налог за текущий год составил:
600 000 руб. ? 15% = 90 000 руб.
Сумма минимального налога равна 60 000 руб. (6 000 000 руб. ? 1%). Таким образом, по итогам текущего года организация должна заплатить в бюджет единый налог (90 000 руб. > 60 000 руб.).
Сумма единого налога за год меньше, чем сумма авансовых платежей, начисленных к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев (90 000 руб.
90 000 руб. – 100 000 руб. = -10 000 руб.
Чтобы зачесть возникшую переплату (10 000 руб.) в счет будущих платежей по единому налогу, бухгалтер одновременно с налоговой декларацией за год подал в налоговую инспекцию заявление о зачете.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
9. Ситуация: Когда предприниматели на патенте могут не применять ККТ
Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут не применять ККТ при выполнении следующих условий:*
предприниматель не подпадает под действие пунктов 2 или 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
по требованию покупателя выдается документ, подтверждающий прием денежных средств за товары (работы, услуги).
При этом документ, который может подтвердить прием денежных средств от покупателей (например, товарный чек или квитанция), должен содержать следующие обязательные реквизиты:*
наименование документа;
порядковый номер документа и дату его выдачи;
фамилия, имя, отчество, ИНН индивидуального предпринимателя;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты;
должность, фамилию и инициалы человека, выдавшего документ, и его подпись.
Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и разъяснен в письме ФНС России от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696*.
Если предприниматель оказывает бытовые услуги населению, то при наличных расчетах он обязан применять либо ККТ, либо бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Подробнее об этом см. В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
10. Рекомендация: В каких случаях надо применять ККТ
Кто должен применять ККТ*
Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. Данное правило работает, когда речь идет о реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. При этом неважно, с кем происходят расчеты. Это могут быть просто граждане, предприниматели или представители организаций. Правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Когда ККТ можно не применять*
В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:
при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.
Особый порядок действует для плательщиков ЕНВД и тех, кто применяет патентную систему налогообложения. В отношении наличных расчетов по деятельности на этих спецрежимах применять ККТ не обязательно. Исключение – торговля алкоголем в городах (п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
При этом существует два особых требования, которые необходимо соблюсти.
Не применять ККТ по этому основанию можно, только если ваша деятельность не может быть освобождена на других условиях. Например, не выдавать кассовый чек разрешено коммерсантам, которые вместо него выдают БСО и оказывают услуги населению. И только по этому основанию. Даже если эта деятельность на ЕНВД или патенте (письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-01-15/1157).
По требованию покупателя вместо чека ККТ нужно выдать документ, подтверждающий получение от него денег. Например, товарный чек или квитанцию. Обратите внимание, в отличие от БСО, для которых существуют жесткие требования к оформлению и изготовлению, ваш документ может быть утвержден в выбранной вами форме и изготовлен не только типографским способом.
Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Полный перечень ситуаций и условия, когда применять ККТ не обязательно, можно посмотреть в справочной таблице.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
11. Рекомендация: Чем ООО отличается от АО и от индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель не вправе вести некоторые виды деятельности, которые разрешены для ООО. В частности, индивидуальный предприниматель не вправе заниматься розничной продажей алкогольной продукции (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»)*.
Владислав Кузнецов,
шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»
14.08.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».