Организация вправе заключить трудовой договор с иностранцем только после проведения всех необходимых процедур, порядок которых зависит характера деятельности организации и от статуса будущего сотрудника (временного пребывания, временного проживания или постоянного проживания).
Порядок оформления приема на работу сотрудника-иностранца приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца
Статус иностранца
Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):
В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства.
Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Разрешительная документация
Непосредственно оформлению на работу иностранных лиц сопутствует ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:
- получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
- получение разрешения на работу;
- оформление приглашения на въезд.
О необходимости таких процедур читайте:
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке;
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в визовом порядке;
Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).
Ограничения по местам работы
Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*
Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:
- профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
- срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.
Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:
- профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
- соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.
В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).
Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.
Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.
Ограничения по численности
В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников. На 2013 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд иностранных сотрудников.
Данное правило касается только иностранцев, имеющих статус временно пребывающих (в т. ч. и высококвалифицированных специалистов). Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 1 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 г. № 71н.
Несмотря на то что указанные разъяснения даны в отношении постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1086, устанавливавшего ограничения в 2012 году, ими можно руководствоваться и при применении постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Поскольку они основаны на действующих нормах статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Полный перечень ограничений по видам деятельности см. в таблице.*
Ситуация: распространяются ли правила, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243, на всех иностранцев
Требования о допустимой доле иностранных сотрудников распространяются только на временно пребывающих иностранных граждан (в т. ч. и высококвалифицированных иностранных специалистов). На временно и постоянно проживающих на территории России иностранных граждан эти ограничения не распространяются.
Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 г. № 71н.*
Несмотря на то что указанные разъяснения даны в отношении постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1086, устанавливавшего ограничения в 2012 году, ими можно руководствоваться и при применении постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Поскольку они основаны на действующих нормах статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
При этом ограничение по численности, действующее в розничной торговле, применяется независимо от профессии (специальности) иностранных сотрудников (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 г. № 71н).
Прием на работу
После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.*
Внимание: за заключение трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории России, предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
- на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушение установлено в отношении двух и более иностранных работников, ответственность наступает в отношении каждого.
Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).
Главбух советует: при приеме на работу иностранных граждан старайтесь заключать с ними срочные трудовые договоры.
При этом помните, что случаи, когда организация вправе заключить срочный трудовой договор, ограничены законодательством (ст. 59 ТК РФ). Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, регулирующий правовое положение иностранцев в России, не содержит специальной нормы, которая позволяла бы заключать срочные трудовые договоры с иностранцами. Обосновывать заключение такого договора наличием у иностранного гражданина разрешения на работу с ограниченным сроком действия неправомерно. Таким образом, для заключения срочного трудового договора с иностранцем организации следует использовать другие подходящие основания, перечисленные, в частности, в статье 59 Трудового кодекса РФ.
Внимание: выявление фактов трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства может привести к проведению выездной или документарной проверки организации. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97. По итогам проверки организация может быть привлечена к административной ответственности.
Постановка на учет в налоговую инспекцию
Для исполнения требований статьи 83 Налогового кодекса РФ иностранные граждане подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях.
Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно.*
Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован)) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.
Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания) иностранца.
Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Прибывающие без визы
Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.
Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
– Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
– Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.
Порядок оформления
Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*
Разрешение на работу
Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:
– заявление;
– цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 ? 40 мм;
– копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
– копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранцем в своем государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
– медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не страдает наркоманией;
– медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188;
– сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции, составленный в соответствии с требованиями, утвержденнымипостановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1158;
– копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию организации или объекта, предусмотренного перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754.
Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:
– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
– документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
– квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Об этом сказано в пункте 45 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2*.
Если сотрудник-иностранец на территории России будет работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.
Базовый уровень владения языком нужно подтвердить одним из следующих документов:
– сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который выдан иностранцу в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
– документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемого на территории России на основании международных договоров либо выданным образовательным учреждением, входящим в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 811-р. В документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка. К документу прилагается его нотариально заверенный перевод на русский язык;
– документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства, признание которого на территории России осуществляет Рособрнадзор, с нотариально заверенным переводом документа (в документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка);
– документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
– документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории России с 1 сентября 1991 года.
Подтверждать владение русским языком не нужно:
– в случае, если иностранец является гражданином государства, в котором русский язык является государственным языком;
– в случаях, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Об этом сказано в пунктах 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1653н.
О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, за исключением высококвалифицированных специалистов, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Порядок проведения указанных процедур утвержден приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357.
Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Привлечение к работе без разрешения
Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;
– для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.
При этом, в случае привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, ответственность наступает в отношении каждого.
В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Уведомление налоговой инспекции
Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения контролирующими ведомствами не высказывалась. Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна.
По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
– получения разрешения на работу;
– подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
– приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
– заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.
Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).
Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.
В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.
Приглашение на въезд
В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.
Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в безвизовом порядке, утверждены приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Приглашение на въезд сотрудников-иностранцев выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.
Прежде чем обращаться за приглашением, организация должна встать на учет в миграционную службу. Для этого ей необходимо представить следующие документы:
– заявление о постановке на учет. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
– копию документа, подтверждающего госрегистрацию организации;
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
– копию разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (для организаций, зарегистрированных за пределами России, но ведущих свою деятельность на ее территории).
Это можно сделать одновременно с обращением за оформлением приглашения.
Для получения приглашения на въезд иностранного гражданина организация (приглашающая сторона) должна представить в миграционную службу следующие документы:
– письменное ходатайство, составленное на русском языке. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
– копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
– гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
– квитанцию об уплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 500 руб. за каждого приглашенного (подп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
– копию разрешения на работу либо копию заявления с отметкой, подтверждающей прием от организации документов на оформление разрешения на работу.
Факт передачи документов на рассмотрение подтверждает справка, которая выдается приглашающей стороне (ее форма утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142). По результатам рассмотрения миграционная служба принимает решение либо о выдаче приглашения на въезд, либо об отказе в его выдаче.*
Внимание: за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного гражданина при оформлении документов для въезда предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 6 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для должностных лиц – штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;
– для организаций – штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб.
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).
В случае положительного решения миграционная служба должна оформить приглашение на въезд в течение 30 дней с даты подачи документов на его получение.
Об отказе в выдаче приглашения миграционная служба должна проинформировать организацию в письменной форме с указанием причин отказа. Сделать это следует в течение 10 дней с даты принятия такого решения.
Такой порядок установлен в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Приглашая иностранца, организация должна учитывать, что приглашающая сторона обязана гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в России. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Перечень таких гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167.
Внимание: за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина в период его пребывания в России предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для должностных лиц – штраф в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
– для организаций – штраф в размере от 400 000 руб. до 500 000 руб.
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).
Постановка на миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
У иностранца:
– при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
– не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу.
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.
Уведомление организация может направить тремя способами:
- непосредственно через представителя организации;
- через многофункциональный центр;
- почтовым отправлением.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Гражданам республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Срок пребывания иностранца
По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Нарушение правил миграционного учета
Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
– на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
– на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.
Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Помимо этого, указанные службы необходимо уведомлять:
– о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
– о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утвержденаприказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.
Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 кприказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Неуведомление ФМС России о заключении договора
Внимание: если организация не уведомит миграционную службу о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, ей грозит административная ответственность.
Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
– на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
– на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.
При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят только за неуведомление миграционного органа. То есть санкции последуют, если на момент проверки окажется, что работодатель вообще не сообщил в ФМС России о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранным сотрудником. Если же организация направила уведомление, но с нарушением установленного (трехдневного) срока, ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях она не несет (см., например, п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11, постановление ФАС Московского округа от 8 июля 2011 г. № КА-А40/7072-11).
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
3. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Кто должен получать визу
К иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, относится большинство граждан дальнего зарубежья и бывших советских республик, которые после распада СССР ввели в отношениях с Россией визовый режим (например, Эстония и Латвия (кроме лиц без гражданства, проживающих на территории этих государств и ранее состоявших в гражданстве СССР), Литва). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в России приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.
Общий порядок приема на работу
Чтобы нанять на работу иностранных граждан, которые прибывают в Россию в визовом порядке и имеют статус временно пребывающих, необходимо:
1) обратиться в службу занятости населения;
2) оформить разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан (для некоторых категорий граждан и организаций такие разрешения не требуются);
3) оформить разрешение на работу иностранным гражданам (для некоторых категорий граждан такие разрешения не требуются);
4) оформить приглашение на въезд в Россию;
5) после въезда иностранца поставить его на миграционный учет;
6) заключить трудовой (гражданско-правовой договор).
Уведомление в налоговую инспекцию
Оформляя документы, связанные с привлечением (использованием) иностранных граждан, прибывших в Россию в визовом порядке, организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма уведомления законодательно не установлена, поэтому можно использовать форму, рекомендованную совместным письмом Минфина России и ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676.
Уведомление необходимо направить в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
- приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
- получения иностранным гражданином разрешения на работу;
- заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Налоговую инспекцию нужно уведомить и в случаях, если:
- действие разрешения на привлечение и использование иностранцев приостановлено или аннулировано;
- разрешение на работу, выданное иностранцу, аннулировано.
Сделать это нужно также в течение 10 дней.
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.*
Внимание: за неуведомление налоговой инспекции об оформлении документов, связанных с привлечением иностранных граждан к работе, предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;
- на должностных лиц организации – в размере от 25 000 до 50 000 руб.
Если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого.
Когда разрешения не нужны
В некоторых случаях разрешение на привлечение и использование иностранцев и разрешение на работу иностранным гражданам не требуются (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
В частности, такие разрешения не нужны, если иностранный гражданин является:
- сотрудником международных организаций;
- сотрудником иностранных организаций (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
- журналистом, аккредитованным в России;
- студентом российского профессионального образовательного учреждения, выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;
- студентом российского профессионального образовательного учреждения, работающим в свободное от учебы время в этом же учреждении.
Также не нужны разрешения следующим организациям, пригласившим иностранных научных сотрудников или преподавателей:
- высшим учебным заведениям, имеющим государственную аккредитацию;
- государственным академиям наук или их региональным отделениям;
- национальным исследовательским центрам, государственным научным центрам,
- иным научным организациям, в которых действует совет по защите диссертаций, созданный в соответствии с законодательством России;
- научным и инновационным организациям по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93.
Обращение в службу занятости
Иностранных граждан, которые прибывают в Россию в визовом порядке и имеют статус временно пребывающих, можно нанимать на работу только при наличии разрешения на их привлечение и использование, выдаваемое миграционной службой (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) (для некоторых категорий граждан и организаций такие разрешения не требуются).
Прежде чем подавать документы для оформления разрешения в миграционную службу, обратитесь в службу занятости. Такие действия необходимы, чтобы служба занятости населения по запросу миграционной службы дала заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных граждан в порядке, предусмотренном пунктами 54–57, 60, 63регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
На первом этапе необходимо обратиться в службу занятости с целью поиска российских граждан для замещения вакантных должностей организации, на которые планируется привлекать иностранцев. Это связано с тем, что при наличии необходимых специалистов среди российских граждан в привлечении иностранцев будет отказано. Такой вывод следует из положенийпункта 60.3 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
Порядок обращения за поиском работников среди граждан России, а также форма подаваемых сведений о потребности в работниках и заявления-анкеты о содействии в подборе персонала установлены в Административном регламенте, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 г. № 513.
Заявка о потребности в иностранных специалистах
Если российские специалисты не найдены, можно приступать ко второму этапу. Для этого необходимо подать заявку о потребности в иностранных работниках, форма которой и Порядок заполнения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н.
Заявки подаются ежегодно в срок до 1 мая. То есть для привлечения иностранных работников в 2014 году заявку необходимо подать до 1 мая 2013 года. Подготовка заключений межведомственной комиссией о целесообразности привлечения иностранных работников осуществляется в срок до 10 июля.
О результатах решения межведомственной комиссии организация будет письменно уведомлена:
- в случае отклонения заявки полностью или частично – в 10-дневный срок с даты решения;
- в случае вынесения положительного решения – в месячный срок с даты решения.
Об этом сказано в пунктах 7, 17, 19 и 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783).
Разрешение на привлечение иностранцев
Оформление разрешения производится в ФМС России или ее территориальных подразделениях при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения (п. 3 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Длительность оформления составляет не более 30 календарных дней со дня подачи необходимых документов (п. 58регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранцев в работе в миграционную службу представьте следующие документы:
- заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев;
- копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации;
- проект трудового (гражданско-правового) договора;
- квитанцию об уплате госпошлины в размере 6000 руб. на каждого привлекаемого сотрудника-иностранца (подп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Об этом сказано в пункте 43 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.
О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде в течение трех рабочих дней после принятия решения (п. 26 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год (п. 4 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение нельзя передать другой организации. А привлекаемых на его основе сотрудников-иностранцев нельзя перевести на работу в другую организацию.*
Привлечение иностранцев без разрешения
Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без полученного разрешения на привлечение и использование иностранных работников предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 2 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
- для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;
- для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.
При этом, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, ответственность наступает в отношении каждого.
Нужно ли разрешение на работу учредителям
Ситуация: нужно ли учредителю-иностранцу, прибывшему в Россию в визовом порядке, получить разрешение на работу, а коммерческой организации – разрешение на привлечение иностранного сотрудника. С учредителем-иностранцем трудовой договор не заключен
Получать разрешение не нужно ни учредителю, ни организации.
Иностранные граждане обязаны получить разрешение на работу, только если они собираются заключить трудовой (гражданско-правовой) договор (ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Организации должны оформить разрешения на привлечение только тех иностранцев, которые будут работать в организации по трудовым (гражданско-правовым) договорам. Это объясняется тем, что при оформлении таких разрешений организация обязана представить проект трудового (гражданско-правового) договора, подтверждающего предварительную договоренность с иностранным гражданином (п. 43 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Таким образом, разрешение учредителю, с которым не заключен трудовой договор (гражданско-правовой), не требуется.
Разрешение на работу
Иностранец, временно пребывающий в России, может устроиться в организацию только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) (для некоторых категорий иностранных граждан такие разрешения не требуются).
Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца обращается непосредственно организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
- для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;
- для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.
При этом в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан ответственность наступает в отношении каждого.
В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:
- заявление;
- цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 ? 40 мм;
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
- копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранцем в своем государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
- медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не страдает наркоманией;
- медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188;
- сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции, составленный в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1158;
- копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию организации или объекта, предусмотренного перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754.
Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Об этом сказано в пункте 45 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1653н.
О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденногоприказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу, иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Однако такие территориальные ограничения не распространяются на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Приглашение в Россию
Для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Приглашение на въезд является основанием для выдачи сотрудникам-иностранцам визы.
Приглашение на въезд сотрудников-иностранцев выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.
Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в визовом порядке, установлены в статье 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и приказе ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Прежде чем оформить приглашение, организация должна встать на учет в миграционную службу. Для этого ей необходимо представить следующие документы:
- заявление о постановке на учет. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
- копию документа, подтверждающего госрегистрацию организации;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
- копию разрешения на привлечение и использование иностранных граждан (для организаций, зарегистрированных за пределами России, но ведущих свою деятельность на ее территории).
Это можно сделать одновременно с обращением за оформлением приглашения.
Для получения приглашения на въезд иностранного гражданина организация (приглашающая сторона) должна представить в миграционную службу следующие документы:
- письменное ходатайство, составленное на русском языке. Форма этого документа утверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142;
- копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
- гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
- квитанцию об уплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 500 руб. за каждого приглашенного (подп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
- копии разрешения на привлечение и использование иностранцев в работе, разрешения на работу либо копию заявления с отметкой, подтверждающей прием от организации документов на оформление разрешения на работу.
Факт передачи документов на рассмотрение подтверждает справка, которая выдается приглашающей стороне (ее формаутверждена приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142). По результатам рассмотрения миграционная служба принимает решение либо о выдаче приглашения на въезд, либо об отказе в его выдаче.*
Внимание: за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного гражданина при оформлении документов для въезда предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 6 статьи 18.9 Кодекса РФ об Административных правонарушениях и предусматривает:
- для должностных лиц - штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;
- для организаций – штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб.
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (Примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).
В случае положительного решения миграционная служба должна оформить приглашение на въезд в течение 30 дней с даты подачи документов на его получение.
Об отказе в выдаче приглашения миграционная служба должна проинформировать организацию в письменной форме с указанием причин отказа. Сделать это следует в течение 10 дней с даты принятия такого решения.
Такой порядок установлен в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.
Приглашая иностранца, организация должна учитывать, что приглашающая сторона обязана принять меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 16 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Перечень таких гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167.
Внимание: за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина в период его пребывания в России предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
– для должностных лиц – штраф в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
– для организаций – штраф в размере от 400 000 руб. до 500 000 руб.
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, в отношении которого допущены нарушения (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).
Миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
1. У иностранца:
- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
2. У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу.
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.*
Уведомление организация может направить тремя способами:
- непосредственно через представителя организации;
- через многофункциональный центр;
- почтовым отправлением.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Срок пребывания иностранного гражданина на территории России ограничен сроком действия визы. Это следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляются в соответствии сПравилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.
Нарушение правил миграционного учета
Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
- на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
- на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.
Оформление на работу
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца. Специальных правил приема на работу иностранных лиц, находящихся на территории России в статусе временно пребывающих в визовом порядке, законодательно не предусмотрено.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
4. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно
Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца. Однако трудоустройство временно или постоянно проживающих иностранцев имеет свои особенности.
Временно проживающие в России
При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, учитывайте следующее.
Таким лицам выдается разрешение на проживание в России сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа(для лиц без гражданства, не имеющих паспорт) (п. 7 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Принимая на работу временно проживающего иностранца, получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, временно проживающим иностранцам не нужно получать разрешение на работу. Об этом сказано в пункте 4статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
При этом они могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Исключением из этого правила являются иностранцы, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу в другом регионе. Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Постоянно проживающие в России
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано впункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141.
Этот документ выдается территориальными органами ФМС России, при этом в паспорте (документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина) делается соответствующая отметка (п. 61 и 69 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41).*
Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет. Об этом сказано в пункте 3 статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах 64 и 110 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.
Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14