Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеющее удостоверение беженца. Гражданин, подавшие ходатайство о предоставлении статуса беженца, могут являться временно пребывающими либо, если они получают разрешение на временное проживание, становятся временно проживающими. А если у беженца появляется вид на жительство, то он теряет статус беженца. С таким иностранным гражданином можно заключить как срочный, так и бессрочный трудовой договор. Беженцам не нужно разрешение на работу. В отношениях между Российской Федерацией и Украиной действует Соглашение об избежание двойного налогообложения. В соответствии ним, если резидент Украины - получатель заработной платы осуществляет работу в РФ в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 календарных дней в течение календарного года, то доход в виде этой заработной платы может облагаться налогом только в Украине. Следовательно, российская организация удерживать НДФЛ с его заработной платы не должна. Из буквального толкования положений Закона №4528-1 можно сделать вывод, что граждане, подавшие ходатайство о предоставлении статуса беженца, получают разрешение на временное проживание или временное пребывание. При этом действующее законодательство не исключает беженцев из числа застрахованных лиц. Из всего изложенного можно сделать вывод, что организация начисляет страховые взносы на выплаты беженцам так же как и иностранцам, которые имеют статус временно проживающих или временно пребывающих в России. Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту, но не имеющих ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание. Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России. Порядок начисления взносов приведен в рекомендации №5.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 19.02.1993 № 4528-1
Статья 1. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации* и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
Статья 7. Рассмотрение ходатайства по существу
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
7. Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы.*
Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца
1. Лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации*;
2.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Прибывающие без визы
Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья* (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины*, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.
Порядок оформления
Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:*
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Когда разрешения не нужны
В некоторых случаях разрешения на работу иностранным гражданам не требуются.
В частности, такие разрешения не нужны, если иностранный гражданин является:*
- сотрудником международных организаций;
- сотрудником иностранных организаций (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
- журналистом, аккредитованным в России;
- студентом российского профессионального образовательного учреждения, выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;
- студентом российского профессионального образовательного учреждения, работающим в свободное от учебы время в этом же учреждении;
- беженцем (до утраты или лишения такого статуса*);
- гражданином, получившим временное убежище на территории России.
Полный перечень категорий иностранных сотрудников, которым не нужно получать разрешение на работу, приведен в части 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Постановка на миграционный учет
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
У иностранца:*
- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу. К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.*
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 3 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.
Оформление на работу
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости*. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ОТ 08.02.1995
Статья 15. Доходы от работы по найму
1. С учетом положений статей 16, 18 и 19 настоящего Соглашения жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученные в связи с этим вознаграждения могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Независимо от положения пункта 1 этой статьи вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:*
а) получатель осуществляет работу в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 календарных дней в течение календарного года; и
б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства; и
в) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.
4.Рекомендация: Как определить ставку для расчета НДФЛ
Статус получателя дохода
Статус получателя дохода определяйте по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев. Если гражданин находился на территории России не менее 183 дней, он считается налоговым резидентом. Соответственно, по его доходам нужно применять ставки НДФЛ, установленные для резидентов*.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
5.Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:
- постоянно проживающих в России;
- временно проживающих в России;
- временно пребывающих в России*.
Пенсионные взносы
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России*.
На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии*:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;
3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;
4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.
В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.
Взносы на социальное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.*
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте*. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие).- Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Порядок начисления взносов
На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских* граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 ист. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан* (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан* (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан* (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на обязательное пенсионное страхование временно проживающим иностранцам (включая высококвалифицированных специалистов) начисляйте только на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):*
- 22 процента – на выплаты в пределах 624 000 руб. в год на одного человека;
- 10 процентов – на выплаты, превышающие 624 000 руб. в год на одного человека.
Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений части 2 статьи 12 и статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2.1 статьи 22, части 2 статьи 22.1 и статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте только взносы на обязательное пенсионное страхование и только в части финансирования страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):*
- 22 процента – на выплаты в пределах 624 000 руб. в год на одного человека;
- 10 процентов – на выплаты, превышающие 624 000 руб. в год на одного человека.
Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений пункта 15 час
Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования