1. нет, не имеет, это нарушение миграционного законодательства.
На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Индивидуальные предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства, подавать им заявление в налоговую инспекцию о постановке на учет по месту ведения новой деятельности предпринимателю не требуется (это нужно только в случаях, если осуществляемый вид деятельности подпадает под уплату ЕНВД либо ИП применяет «патентную» УСН).
Соответственно, поскольку официальных разъяснений нет, в данном случае иностранцу следует работать либо в организации, зарегистрированной в Ленинградской области, либо, во избежание разногласий с органами ФМС, получить дополнительное разрешение на работу в Санкт-Петербурге, для работы у индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в этом регионе.
2. Особые отметки проставляются в специальной графе на обратной стороне разрешения на работу. Проставление отметок в этой графе не обязательно, там указывается дополнительная информация по иностранному гражданину, например, наименование организации, по инициативе которой иностранцу выдается разрешение, или определенный код вида деятельности, который вправе осуществлять иностранец.
При этом ни в Законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ни в Законе от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ни в Приказе ФМС РФ от 29.08.2013 № 364 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» не содержатся разъяснения по порядку заполнения указанной графы и расшифровке используемых при заполнении кодов. Поэтому за разъяснением вопроса указания кода «35.1» в графе «Особые отметки» разрешение работу работодателю следует обратится в органы ФМС, выдавшие указанное разрешение.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Юрист».
1. Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца
Статус иностранца
Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства.
Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Разрешительная документация
Непосредственно оформлению на работу иностранных лиц сопутствует ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:
- получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
- получение разрешения на работу;
- оформление приглашения на въезд.
О необходимости таких процедур читайте:
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке;
Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в визовом порядке;
Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.
Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.
Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Разрешение на работу
Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).*
Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 10 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 27 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:
- заявление;
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранца в Россию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному гражданину указанной миграционной карты;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг (при наличии);
- документы, подтверждающие отсутствие у иностранца ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188.
Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Об этом сказано в пунктах 46, 49 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2, подпункте 5 пункта 3 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Если сотрудник-иностранец на территории России будет работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.
Базовый уровень владения языком нужно подтвердить одним из следующих документов:
- сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который выдан иностранцу в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
- документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории России на основании международных договоров либо выданным образовательным учреждением, входящим в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 1694-р. В документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка. К документу прилагается его нотариально заверенный перевод на русский язык;
- документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства, признание которого на территории России осуществляет Рособрнадзор, с нотариально заверенным переводом документа (в документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка);
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории России с 1 сентября 1991 года.
Подтверждать владение русским языком не нужно:
- в случае, если иностранец является гражданином государства, в котором русский язык является государственным языком;
- в случаях, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Об этом сказано в пунктах 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например,ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 20 декабря 2013 г. № 768н.
О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Отказать в выдаче разрешения на работу могут в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. В частности, такой отказ последует, если иностранному гражданину не исполнилось 18 лет (подп. 15 п. 9 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, утвержденном приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357 (п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Из этого правила есть два исключения. Первое из них: высококвалифицированные специалисты. И второе: иностранцы, направленные на работу в дочерние организации, филиалы и представительства иностранных коммерческих организаций, которые зарегистрированы на территориях государств – членов Всемирной торговой организации. Такие категории граждан не подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).* Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
3. Статья: ИП ведет деятельность в нескольких местах: круг вопросов
Бывает, что индивидуальный предприниматель ведет деятельность в разных регионах. Нужно ли ему вставать на учет по каждому месту осуществления деятельности? В каком порядке следует платить налоги? В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы.
Постановка на учет
По общему правилу индивидуальные предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. А нужно ли им подавать в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет по месту ведения деятельности? Да, но сделать это необходимо только в случаях, если осуществляемый вид деятельности подпадает под уплату ЕНВД либо ИП планирует в отношении него применять «патентную» УСН.*
Кстати, последние указанные случаи наиболее актуальны, поэтому остановимся на них подробнее.
Порядок постановки на учет в качестве «вмененщика» напрямую зависит от того, каким видом деятельности занимается ИП (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Если коммерсант ведет развозную или разносную торговлю, оказывает услуги по перевозке пассажиров или грузов либо размещает рекламу на транспортных средствах, то встать на учет он должен по месту своего жительства. При осуществлении иных «вмененных» видов деятельности постановка ИП на учет производится по месту ведения такой деятельности. Однако если «вмененная» деятельность осуществляется на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые подведомственны нескольким налоговым органам, вставать на учет в каждом из них не нужно. В этом случае ИП ставится на учет в налоговом органе по тому месту ведения деятельности, которое указано первым в заявлении о постановке на учет. Аналогичного мнения придерживаются арбитры (постановления ФАС Поволжского округа от 22.04.2004 № А49-6220/03-1А/19 и Восточно-Сибирского округа от 13.07.2005 № А19-26828/04-24-Ф02-3311/05-С1).
Для постановки на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД коммерсант должен подать в налоговый орган заявление по форме № ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@. Сделать это необходимо в течение пяти дней со дня начала осуществления «вмененной» деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Обратите внимание: если ИП уже состоит на учете в налоговой инспекции, на подведомственной территории которой он планирует вести «вмененную» деятельность, по иным основаниям, то он все равно должен подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).
А какой же момент является началом осуществления такой деятельности? Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Однако согласно разъяснениям контролирующих органов таким моментом следует считать дату, когда фактически началось ведение деятельности.
Так, в письме ФНС России от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ налоговики отметили, что процесс осуществления деятельности предполагает потребление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов (например, закупка и получение товара в течение длительного периода времени, болезнь работника, с которым заключен трудовой договор). Отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления этой деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что обязанность по постановке на учет в качестве «вмененщика» у коммерсанта появляется по факту начала потребления указанных ресурсов и не зависит от получения дохода от этой деятельности. Такой же вывод содержится в письме Минфина России от 07.09.2007 № 03-11-04/3/355.
Теперь о том, как встать на учет индивидуальному предпринимателю, применяющему «патентную» УСН.
Если коммерсант состоит на учете в инспекции в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в инспекцию другого субъекта РФ, то вместе в заявлением на получение патента он должен подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе. Подать оба документа нужно не меньше чем за месяц до начала применения УСН на основе патента. Форма заявления о постановке на учет в качестве ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента, утверждена приказом ФНС России от 31.12.2008 № ММ-3-6/700@.
Если предприниматель, состоящий на учете в налоговом органе в связи в применением УСН на основе патента на территории субъекта РФ, планирует вести еще один «патентный» вид деятельности на этой территории, то повторно заявление о поставке на учет подавать не нужно. В этом случае ему следует обратиться только за получением патента. Подобный порядок постановки на учет утвержден приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н.*
Ответственность за нарушение сроков постановки на учет
За нарушение сроков постановки на учет ИП может быть привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 116 или 117 НК РФ (то есть только по одной из статей, а не по двум одновременно).
Так, если ИП подал заявление о постановке на учет в нарушением установленного срока, ему грозит штраф в размере 5000 руб. Или 10 000 руб., если срок опоздания превышает 90 дней (ст. 116 НК РФ).
А если ИП не подал заявление о постановке на учет, но при этом начал вести деятельность, налоговые органы могут оштрафовать его на сумму в размере:
• 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб. в случае осуществления деятельности без постановки на учет не более 90 календарных дней;
• 20% полученных доходов, но не менее 40 000 руб., если деятельность без постановки на учет осуществлялась более 90 календарных дней (ст. 117 НК РФ).
Куда платить налоги
Рассмотрим две ситуации. Первая – ИП применяет общий режим. Соответственно в этом случае он признается, в частности, плательщиком НДФЛ, налога на имущество, а также налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых своим работникам.
Что касается НДФЛ, то здесь не имеет значения, что деятельность ведется в нескольких местах. Связано это c тем, что НДФЛ как c доходов от предпринимательской деятельности, так и c выплат в пользу работников коммерсант должен уплачивать только по месту своего жительства (п. 7 ст. 226 и п. 6 ст. 227 НК РФ). Соответственно декларацию по форме 3-НДФЛи справки о доходах работников по форме 2-НДФЛ он также должен представлять в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 5 ст. 227 и п. 2 ст. 230 НК РФ). Аналогичная ситуация складывается со страховыми взносами.*
Кстати, правило в отношении НДФЛ c выплат работникам и любых видов страховых взносов распространяется в том числе на предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД.
Налог на имущество предприниматель должен уплачивать по месту нахождения имущества. Однако самому ИП исчислять налог не придется. За него это сделают сотрудники налогового органа на основании сведений, предоставляемых ГРП или ГИБДД, после чего они выставят требование на уплату налога.*
Вторая ситуация – ИП применяет специальный налоговый режим. Если обычную УСН, то исчислять и уплачивать налог, а также представлять декларацию необходимо только в налоговый орган по месту жительства предпринимателя. Даже в ситуации, когда деятельность ведется на территории разных регионов (п. 6 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 № 20-14/2/019619).
Если коммерсант применяет «патентную» УСН, то стоимость патента он должен оплачивать по месту постановки на учет, то есть в налоговой инспекции по месту ведения деятельности. Что касается налоговых деклараций, то ИП, купившие патент, освобождены от их представления (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ).
Если же коммерсант находится на системе налогообложения в виде ЕНВД, уплачивать налог и представлять декларации он должен в ИФНС по месту осуществления деятельности.*
А если у коммерсанта отсутствуют доходы в налоговом периоде, нужно платить налог? По мнению финансистов, да. Это связано в тем, что ЕНВД рассчитывается исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 10.09.2009 № 03-11-09/307). Если же у ИП будут отсутствовать фактические значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности, то налог ему платить незачем, а вот «нулевую» декларацию представить придется (письмо ФНС России от 02.08.2009 № ШС-22-3/669@, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2009 № Ф04-3930/2009(9867-А27-19) и Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5870/08-С3).
Несколько слов скажем о том, как рассчитать налог, если ИП является вновь зарегистрированным. В этом случае налог за месяц, в котором он поставлен на учет, платить не нужно. Связано это в тем, что налог за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из числа полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной регистрации. Об этом сказано в пункте 10 статьи 346.29 НК РФ.
Ставим на учет ККТ
Индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны поставить ее на учет в налоговых органах. Об этом сказано в статье 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. А вот в каком именно налоговом органе ее ставить на учет, попробуем разобраться.
Согласно письмам ФНС России от 05.10.2007 № ШТ-6-06/755@ и УФНС России по г. Москве от 31.01.2008 № 22-12/7860 заявление о регистрации ККТ коммерсант должен подать в налоговый орган по месту жительства. При этом не имеет значения то, что место учета ИП в качестве налогоплательщика может относиться к другой инспекции.
Для того чтобы зарегистрировать ККТ, коммерсант должен представить в налоговый орган следующие документы:
• заявление;
• паспорт ККТ;
• договор о технической поддержке, заключенный с ЦТО.
На практике налоговая инспекция требует представить также договор аренды помещения. Однако данное требование незаконно, так как подача такого документа не предусмотрена законодательством.
Д. Корнилов
генеральный директор Аудиторской фирмы «БИЗНЕС-СТУДИО»
Журнал «Бухгалтерия ИП», №2, март-апрель 2010
17.04.2014г.
С уважением,
эксперт « Системы Главбух» Алла Пыжова
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт « Системы Главбух» Варвара Абрамова