В данной ситуации, исходя из текста вопроса, между абонентом и субабонентом заключен посреднический договор на приобретение услуг для заказчика (для Вас). Если посредник (абонент) выступает от Вашего имени, то ресурсоснабжающая организация выставляет документы на Ваше имя (акт, счет – фактуру), посредник оформляет отчет посредника. Если посредник выступает от своего имени, то документы ресурсоснабжающая организация выставляет на его имя, и посредник перевыставляет Вам документы.
Также возможен вариант возмещения субабонетом коммунальных услуг абоненту. Для их возмещения абонент выставляет в адрес субабонента счет. На основании этого документа субабонент вправе принять уплаченные суммы в расходы.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Коммунальные платежи: решаем проблемы
Как возместить расходы?
Рассмотрим ситуацию. Организация (генподрядчик) ведет строительство дома. На разные виды работ было привлечено пять субподрядчиков. Руководство приняло решение о возмещении всех коммунальных платежей (за энергию, воду) за счет субподрядчиков. Они не против (коммунальщики предоставление услуг субабонентам не запрещают). С каждым субподрядчиком было заключено допсоглашение к основному договору об оплате «коммуналки». Можно ли продать эти услуги дороже, чем купили? Как все это оформить и отразить в учете?
С какими проблемами придется столкнуться
Если договором или дополнительным соглашением предусмотрено возмещение коммунальных расходов субподрядчиками, возникает закономерный вопрос: а являются ли полученные суммы доходами строительной организации? И, значит, должна ли она учитывать их при исчислении НДС и налога на прибыль? То есть фактически вопрос заключается в следующем: можно ли считать, что строительная компания оказывает коммунальные услуги своим субподрядчикам? Скажем сразу: однозначного решения не существует. Рассмотрим ситуацию с разных точек зрения.*
Налог на добавленную стоимость
Позиции чиновников и судей различны.
Генподрядчик может быть поставщиком
Арбитры считают, что генподрядчик (абонент) может выступать в качестве поставщика электроэнергии в отношении своих субподрядчиков (субабонентов). То есть указывать себя в счетах-фактурах в качестве поставщика, но при условии, что основной поставщик (энергоснабжающая организация) не против (ст. 545 Гражданского кодекса РФ). А субабонент имеет право предъявлять к вычету «входной» НДС, выставленный абонентом. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2008 г. по делу № А56-50375/2007. Аналогично в постановлении ФАС Уральского округа от 16 октября 2008 г. № Ф09-7459/08-С2 суд решил, что заказчик-застройщик хотя и не является энергоснабжающей организацией, все же реализовывал электроэнергию, так как приобретал ее у энергоснабжающей организации, в том числе и для перепродажи своему подрядчику.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Столичные налоговики также ранее указывали на то, что если генподрядная организация от своего имени заключает договор с Мосэнерго на приобретение электроэнергии, часть которой использует субподрядчик при выполнении строительно-монтажных работ, то генподрядчик обязан при передаче электроэнергии субподрядчику отражать ее реализацию и выписывать счета-фактуры (письмо УМНС по г. Москве от 24 января 2002 г. № 24-11/3696).
НДС начислять не нужно
Однако Федеральная налоговая служба РФ в настоящее время придерживается противоположной позиции. В частности, в письме от 4 февраля 2010 г. № ШC-22-3/86@ даны следующие разъяснения (хотя они посвящены отношениям арендодателя с арендатором, те же принципы применимы и к отношениям между генподрядчиком и субподрядчиком по возмещению коммунальных платежей). В случае если платежи взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора о возмещении затрат, эти платежи (компенсационные выплаты) при определении налоговой базы по НДС арендодателем не учитываются. И счет-фактуру на них он не составляет. Такая позиция (для рассматриваемой ситуации) влечет два последствия:
– генподрядчик не может поставить к вычету суммы НДС, предъявленные коммунальными службами в части услуг, потребленных и компенсированных субподрядчиком;
– субподрядчик не вправе предъявлять суммы НДС по потребленным коммунальным услугам к вычету.
Специалисты главного финансового ведомства с этим согласны. О том, что операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров для целей НДС, говорилось в письмах Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-07-11/392, от 26 декабря 2008 г. № 03-07-05/51 и др. Таким образом, единства мнений между чиновниками и судьями по этому вопросу нет.*
Как быть?
На сегодняшний день схема возможных действий такова:
– если стороны решили руководствоваться официальной позицией, то генподрядчик не должен начислять НДС и выставлять счет-фактуру на сумму возмещения стоимости коммунальных услуг, предъявляемую субподрядчику. При этом он лишается возможности вычета «входного» НДС в части, приходящейся на услуги, потребленные и возмещенные субподрядчиком (субподрядчик также не имеет возможности вычета НДС по этим услугам);
– если стороны готовы к спорам с налоговой инспекцией исходя из сложившейся арбитражной практики, генподрядчик может выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, предъявляемые к оплате (компенсации, возмещению) субподрядчику, выделяя в нем сумму НДС. При этом он имеет право на вычет «входного» НДС, предъявленного ему коммунальными службами, а субподрядчик имеет право на вычет НДС по возмещаемым суммам.*
Налогообложение прибыли
В случае если организация (генподрядчик) решила выставлять субподрядчику НДС (руководствуясь вышеизложенной позицией), она признает доходы и расходы от реализации коммунальных услуг в общем порядке (как если бы она их оказывала).
Если же генподрядчик решил этого не делать, здесь возможны варианты. Вокруг вопроса о том, нужно ли считать получаемую генподрядчиком сумму возмещения (компенсации) коммунальных платежей его доходом в целях налогообложения прибыли или исчисления единого налога при упрощенной системе, ситуация также сложилась неоднозначная.
Обратимся вновь к практике возмещения коммунальных платежей при аренде (применяя ее по аналогии).
Официальная позиция
Если на возмещение коммунальных расходов между сторонами заключен отдельный договор, то данные платежи должны учитываться у арендодателя (генподрядчика) в составе доходов от реализации на основании п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ статьи 249 Налогового кодекса РФ. При этом арендодатель (генподрядчик), заключающий договоры с коммунальными службами, может учитывать эти суммы в составе своих материальных расходов (письмо УФНС России по Московской области от 3 февраля 2005 г. № 21-27/28632).
Разъяснений для «упрощенки», значительно больше. Финансисты, ссылаясь на то, что суммы возмещения коммунальных платежей не упоминаются в п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ в перечне «непризнаваемых» доходов, делают вывод, что они должны учитываться арендодателем (для нас – генподрядчиком) в составе доходов. Об этом говорится в письмах Минфина России от 16 июля 2009 г. № 03-11-06/2/130 и от 10 февраля 2009 г. № 03-11-09/42. При этом арендодатель (генподрядчик) вправе включить в расходы, уменьшающие базу по единому налогу, затраты на коммунальные услуги на основании п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216@).
Арбитражная практика противоречива
Некоторые арбитры с налоговиками согласны (постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2009 г. № Ф03-1657/2009, Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу № А57-9388/06).
Другие поддержали налогоплательщиков, считая, что суммы возмещения не являются доходом арендодателя, поскольку они компенсируют его расходы (постановление ФАС Уральского округа от 4 августа 2009 г. № Ф09-4747/09-С2 и др.).
То есть арендодатель (для нашей ситуации – генподрядчик) не получает от этих операций никакой экономической выгоды.
Нужно ли спорить?
С позицией финансистов и налоговиков можно спорить. Но актуально это лишь для тех, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», – им невыгодно увеличивать свои доходы на сумму компенсации, полученной от арендаторов. А вот тем, кто применяет общий режим или спецрежим с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», спорить нет смысла. Ведь, если они отстоят свое право не увеличивать доходы на суммы полученной компенсации, они автоматически утратят право на признание расходов на оплату данных коммунальных платежей (в части компенсированных расходов).
Если компенсация производится в равных суммах (без накрутки), фактически для них ничего не изменится: следуя указаниям чиновников, они увеличат доходы и уменьшат расходы на одинаковую сумму возмещаемых субподрядчиками платежей.
Таким образом, налоговая база в целом останется прежней, а результатом спора с налоговиками станет непризнание доходов в виде суммы компенсации, но и невозможность списания расходов в этой части. То есть при проигрыше налоговая база тоже не поменяется, а вот нервы потрепать придется...
У субподрядчика при выплате генподрядчику компенсации никаких проблем с признанием расходов быть не должно. Их можно включать в состав материальных расходов как при общем, так и при упрощенном режиме (п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ, п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ).
Бухгалтерский учет
В отличие от налогового учета порядок бухгалтерского учета не будет зависеть от того, какую позицию решило занять руководство строительной организации в отношении получаемой компенсации. Ведь в бухучете отражать операции нужно исходя из их экономической сущности, которая состоит в том, что генподрядчик получает компенсацию коммунальных платежей в части услуг, потребленных субподрядчиками. То есть производится частичное перевыставление (перепредъявление) коммунальных платежей: одновременно возникает кредиторская задолженность перед коммунальной службой и дебиторская задолженность субподрядчика по возмещению стоимости услуг.*
Пример*
На основании допсоглашения субподрядчик (ООО «Спецмонтаж») возмещает генподрядчику (ООО «Строй-Подряд») коммунальные расходы по строящемуся объекту.
Вариант 1. Реализацией генподрядчик их не признает и счета-фактуры на коммунальные платежи субподрядчику не выставляет.
Всего в мае 2010 года ООО «Строй-Подряд» приобрело у поставщиков коммунальных услуг на 295 000 руб. (в том числе НДС – 45 000 руб.). Субподрядчику были выставлены коммунальные платежи на сумму 118 000 руб. (включая НДС – 18 000 руб.). Перевыставление коммунальных услуг производится по стоимости приобретения. Стоимость услуг, потребленных самим генподрядчиком, составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.).
Бухгалтер ООО «Строй-Подряд» сделал следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
– 150 000 руб. (177 000 – 27 000) – отражена стоимость коммунальных услуг, потребленных самой организацией;
Дебет 19 Кредит 60
– 27 000 руб. – выделен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
– 27 000 руб. – предъявлен к вычету НДС;
Дебет 76 Кредит 60
– 118 000 руб. – отражена стоимость коммунальных платежей, подлежащая возмещению субподрядчиком (с НДС);
Дебет 51 Кредит 76
– 118 000 руб. – получено возмещение от субподрядчика;
Дебет 60 Кредит 51
– 295 000 руб. – оплачены коммунальные услуги поставщикам (коммунальным службам).
Вариант 2. Руководство генподрядчика решило признавать суммы возмещения реализацией и выставлять субподрядчику счета-фактуры по коммунальным платежам.
Бухгалтер ООО «Строй-Подряд» сделал такие проводки:
Дебет 20 Кредит 60
– 150 000 руб. (177 000 – 27 000) – приобретены коммунальные услуги для собственного потребления;
Дебет 19 Кредит 60
– 27 000 руб. – выделен НДС по коммунальным услугам для собственного потребления;
Дебет 76 Кредит 60
– 118 000 руб. – приобретены коммунальные услуги для передачи субподрядчику (с НДС);
Дебет 19 Кредит 76
– 18 000 руб. – выделен НДС по коммунальным услугам, передаваемым субподрядчику;
Дебет 68 Кредит 19
– 45 000 руб. (27 000 + 18 000) – предъявлен к вычету НДС по коммунальным услугам (в полном объеме);
Дебет 76 Кредит 91
– 118 000 руб. – отражена стоимость коммунальных платежей, подлежащих возмещению субподрядчиком (с НДС);
Дебет 91 Кредит 68
– 18 000 руб. (100 000 руб. ? 18%) – начислен НДС;
Дебет 91 Кредит 76
– 100 000 руб. – учтена в составе прочих расходов стоимость коммунальных услуг, переданных субподрядчику;
Дебет 51 Кредит 76
– 118 000 руб. – получено возмещение от субподрядчика;
Дебет 60 Кредит 51
– 295 000 руб. – оплачены коммунальные услуги поставщикам (коммунальным службам).
Если оформить посреднический договор
На практике часто прибегают к иному варианту оформления отношений – заключают не дополнительное соглашение о возмещении коммунальных платежей, а посреднический договор, по которому генподрядчик как агент или комиссионер оказывает посреднические услуги по обеспечению субподрядчика (принципала, комитента) электроэнергией, водой и т. д. и участвует в расчетах с поставщиками коммунальных услуг. В данном случае генподрядчик совершает операции от собственного имени, но по поручению и за счет субподрядчика.
Условия о посреднических отношениях могут быть включены также в договор подряда (или в дополнительное соглашение к нему).*
Плюсы и минусы договора
Плюсы. Поскольку посреднические договоры – возмездные, в них помимо суммы, которая подлежит перечислению поставщикам коммунальных услуг, включается посредническое вознаграждение. Это является способом легализации взимания с субподрядчика суммы, превышающей покупную стоимость указанных услуг (тарифы превышать нельзя). При этом включать в состав доходов (и в налоговую базу по НДС) генподрядчику нужно только сумму своего посреднического вознаграждения и на эту же сумму генподрядчик должен выставлять счета-фактуры своим субподрядчикам (принципалам, комитентам).*
Подробнее об определении стоимости услуг по предоставлению электроэнергии читайте в журнале «Учет в строительстве» № 4, 2010, в том числе и в электронном виде.
Кроме того, генподрядчик должен перевыставить субподрядчикам счета-фактуры поставщиков за коммунальные услуги в части, потребляемой субподрядчиками,* и уже субподрядчики имеют возможность предъявить НДС по этим счетам-фактурам к вычету. У генподрядчика же в этой части не возникает ни доходов, ни расходов, ни необходимости начислять НДС по перевыставленным услугам (но не будет и права предъявить к вычету данные суммы).
Минусы. Однако при всех кажущихся плюсах во всей этой схеме есть один большой минус. Как разъяснено в пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85, сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. То же справедливо и в отношении агентских договоров. Иными словами, если договоры с коммунальщиками генеральным подрядчиком заключены до подписания посреднических договоров с субподрядчиками, совершаемые сделки посредническими признаны не будут. На это не раз обращали внимание и финансисты (письма Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/24, № 03-11-06/2/25 и др.).
И скорее всего в таком случае налоговики будут настаивать на доначислении налогов на всю сумму полученных от субподрядчика платежей (а не только на вознаграждение посредника). Значит, во избежание такой ситуации генподрядчику следует заключить сначала договоры с субподрядчиками, а уже затем с коммунальными службами.*
Особенности налогообложения
Исчисление НДС по оказываемым посредническим услугам производится в соответствии с порядком, определенным п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ. В налоговую базу включается только сумма посреднического вознаграждения (на основании данных отчетов комиссионера или агента). Составление счетов-фактур при этом осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 Правил... утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
Посредник (генподрядчик) должен:
– зарегистрировать счет-фактуру, выставленный ему поставщиком коммунальных услуг, в книге покупок (только на сумму услуг, потребленных самой организацией);
– выставить субподрядчику счет-фактуру на сумму своего вознаграждения и зарегистрировать его в книге продаж;
– перевыставить субподрядчику (принципалу или комитенту) счет-фактуру поставщика коммунальных услуг на стоимость услуг, потребленных субподрядчиком, с отражением показателей из счетов-фактур поставщиков (без регистрации в книге продаж, с последующим хранением в журнале учета выставленных счетов-фактур).*
Если генподрядчик применяет упрощенную систему, плательщиком НДС он не является и выставлять счета-фактуры на сумму своего посреднического вознаграждения не должен. А вот перевыставить счета-фактуры поставщиков коммунальных услуг в рамках посреднического договора нужно в общеустановленном порядке. Значит, если коммунальщики предъявляют счета-фактуры с НДС, генподрядчик должен хранить их и выписывать счета-фактуры на стоимость коммунальных услуг, потребленных субподрядчиками, от собственного имени с отражением в них показателей из счетов-фактур поставщиков. При этом вести книгу покупок и книгу продаж генподрядчику, применяющему «упрощенку», не надо и никаких обязанностей по уплате НДС и подаче деклараций по этому налогу у него не возникает. На основании таких счетов-фактур субподрядчики могут принимать НДС к вычету.
Субподрядчик, если он является плательщиком НДС, регистрирует в книге покупок оба счета-фактуры, полученные от генподрядчика (и на сумму посреднического вознаграждения, и на сумму коммунальных услуг). Выделенный в них налог он может смело предъявлять к вычету.
Что считать доходом и расходом?
В целях налогообложения прибыли или определения налоговой базы при «упрощенке» доходом посредника считается только его посредническое вознаграждение (п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ, п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ). А суммы возмещения, которые генподрядчик получает для передачи поставщикам коммунальных услуг, его доходом считаться не будут (как и расходом – согласно п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Субподрядчик вне зависимости от применяемого режима имеет право включить в состав расходов и сумму коммунальных платежей, и вознаграждение посредника (НДС спецрежимники списывают в расходы).
Н.Н. Шишкоедова, консультант-эксперт по учету и налогообложению
Журнал «Учет в строительстве», № 6, июнь 2010
2. Рекомендация: Как заказчику учесть доходы и расходы по посредническим операциям по продаже (покупке) товаров при упрощенке
Учет расходов
Если организация платит единый налог при упрощенке с доходов, расходы, связанные с приобретением товаров через посредника, налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, понесенные расходы включите в расчет налоговой базы (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При этом порядок учета посреднического вознаграждения зависит от вида имущества, которое посредник приобретает для заказчика. При покупке материально-производственных запасов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ), основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01) и нематериальных активов (подп. 2 п. 1 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 8 ПБУ 14/2007) вознаграждение включается в первоначальную стоимость актива. При приобретении товаров учтите его по отдельной статье затрат (подп. 23 и 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Входной НДС, уплаченный по приобретенному через комиссионера имуществу, учтите:
– либо в стоимости полученных основных средств и нематериальных активов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, письма Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/44, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886);
– либо по отдельной статье затрат при покупке товаров и материальных ценностей (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).*
Все понесенные расходы включите в налоговую базу только после оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Даты признания отдельных из них приведены в таблице.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
Компенсация услуг отдельным платежом
В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.
Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).*
При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).*
Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).*
Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счетчиков;
- исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.
Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).
При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
22.09.2014 г.
С уважением,
Надежда Полякова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».