В данной ситуации , исходя из приведенной информации можно сделать вывод, что организация утратит право на применение УСН. Однако этого можно избежать. Для этого необходимо часть деятельности перевести на ЕНВД.
Разграничивая виды деятельности между разными налоговыми режимами, точно придерживайтесь определений, сформулированных в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Наименования и группировки, приведенные в ОКВЭД, в данном случае роли не играют. Поэтому на практике возможны ситуации, когда в соответствии с ОКВЭД организация занимается одним видом деятельности, а в рамках налогового законодательства несколькими.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Кто может применятьупрощенку
Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки.
Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима (60 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.
Поэтому налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года его доходы не превысили 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.
В коммерческих организациях
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита доходов должны и организации, и предприниматели. И те и другие могут оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года их доходы не превысят 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.
При расчете суммы предельного дохода учитывайте:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- авансы, полученные налогоплательщиками, которые до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики (комитенты, принципалы) включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.
В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:
- доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);*
- доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
- доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
- доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
- доходы, начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).
При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
В коммерческих организациях
Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки коммерческой организацией
ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2014 года организация применяет упрощенку.
За девять месяцев 2014 года «Альфой» получены следующие доходы:
- 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
- 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
- 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
- 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.
Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2014 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.
Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (64 020 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.
В IV квартале 2014 года доходы составили:
- 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
- 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
- 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.
Доход организации за 2014 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.
Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (64 020 000 руб.), с 1 октября 2014 года организация утратила право на применение упрощенки.*
Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину (в 2014 году – 64 020 000 руб.)
Да, можно. Главное, чтобы доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке, не превысили предельную величину.
Организация, которая платит ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, в отношении остальных направлений бизнеса вправе применять упрощенку (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем делать это можно до тех пор, пока соблюдаются определенные условия. Среди них и предельная величина полученных доходов. В 2014 году она составляет 64 020 000 руб. Превысив эту величину, организация вынуждена будет отказаться от упрощенки. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Предельная величина, при превышении которой организация теряет право на упрощенку, установлена только в отношении доходов от деятельности на этом спецрежиме. Доходы следует определять по правилам статей 346.15, 346.17 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, то есть в общеустановленном порядке. Это означает, что в расчет лимита нужно включить доходы только по той части деятельности, которая не переведена на ЕНВД. Доходы же по части бизнеса, которая переведена на ЕНВД, к расчету этой величины отношения не имеют.
Разграничивая виды деятельности между разными налоговыми режимами, точно придерживайтесь определений, сформулированных в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Наименования и группировки, приведенные в ОКВЭД, в данном случае роли не играют. Поэтому на практике возможны ситуации, когда в соответствии с ОКВЭД организация занимается одним видом деятельности, а в рамках налогового законодательства несколькими.*
Например, организация может оказывать услуги общепита в двух кафе с залами обслуживания посетителей площадью 70 кв. м и 200 кв. м. По ОКВЭД такой бизнес классифицируется как «Деятельность ресторанов и кафе» (код 55.30). Но при выборе того или иного налогового режима следует считать, что организация ведет два вида деятельности:
– оказание услуг общепита через объекты с площадью зала для обслуживания посетителей не более 150 кв. м;
– оказание услуг общепита через объекты с площадью зала для обслуживания посетителей более 150 кв. м.
Деятельность кафе, в котором площадь зала составляет 70 кв. м, можно перевести на ЕНВД (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). А вот деятельность второго кафе под вмененный режим не подпадает. Поэтому при выполнении других обязательных условий в отношении этой части бизнеса организация может применять упрощенку (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Соответственно, в расчет предельного объема доходов, позволяющего применять упрощенку, доходы первого кафе включать не нужно.
Вот и получается: организация, которая занимается одним видом деятельности по ОКВЭД, но к разным ее частям применяет упрощенку и ЕНВД, может оставаться на упрощенке, только если доходы от части деятельности, переведенной на такой спецрежим, не превысили 64 020 000 руб. При этом объем доходов, полученный в рамках ЕНВД, значения не имеет.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 8 августа 2013 г. № 03-11-11/32071, от 28 мая 2013 г. № 03-11-06/2/19323, от 27 марта 2013 г. № 03-11-06/2/9647, от 25 августа 2009 г. № 03-11-06/2/161 и УФНС по г. Москве от 19 октября 2007 г. № 18-11/3/100184.
Кроме того, учитывайте, что применение ЕНВД регулируется нормативными актами конкретного муниципального образования (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому если организация ведет одну и ту же деятельность в разных местах, то при выборе налогового режима нужно считать самостоятельными видами деятельности доли бизнеса в каждом муниципальном образовании.
Например, организация оказывает услуги общепита в двух кафе с залами обслуживания посетителей площадью 70 кв. м и 80 кв. м. Одно кафе открыто в Московской области, другое – в Тверской области. Обе части бизнеса относятся к одному виду деятельности – услуги общепита через объекты с площадью зала для обслуживания посетителей не более 150 кв. м. Но поскольку кафе расположены в разных муниципальных образованиях, в отношении каждого из них организация может применять любой налоговый режим. Например, оба кафе на ЕНВД, или оба кафе на упрощенке, или одно кафе на ЕНВД, другое на упрощенке.
В зависимости от выбранного варианта определяется и предельный объем доходов, ограничивающих возможность применять упрощенку. Доходы кафе, с которых платят ЕНВД, при расчете этой величины учитывать не надо.
Когда такие же кафе расположены в одном муниципальном образовании, к их деятельности организация может применять только один налоговый режим – либо ЕНВД, либо упрощенку. В этом случае при определении предельного объема доходов нужно учитывать суммарный доход обоих объектов.
Такие выводы можно сделать на основе положений пункта 4 статьи 346.12, пункта 1, абзаца 2 пункта 7 статьи 346.26, статьи 346.28 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-11-11/32275, от 24 июля 2013 г. № 03-11-11/29241, ФНС России от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13971.
Пример определения предельной величины доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности
Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 – 70 кв. м, в кафе № 2 – 200 кв. м.
В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 – УСН.
Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
– кафе № 1 – 20 000 000 руб.;
– кафе № 2 – 50 000 000 руб.
В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 70 000 000 руб. Это больше чем 64 020 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.
В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 50 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.
Так как доходы кафе № 2 не превышают 64 020 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга