Правительство РФ определило обновленный порядок наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники. Расскажем, что следует учитывать образовательным организациям при оказании услуг населению.
Правовые основы применения бланков строгой отчетности
Отказаться от применения контрольно-кассовой техники могут организации, которые оказывают услуги населению, если взамен кассового чека они выдадут бланк строгой отчетности. Такое условие установлено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения определяет Правительство РФ.
До недавнего времени действовало постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 (далее – постановление № 171).
И вот с 21 мая 2008 года вступило в силу новое Положение, которое регулирует эту сферу деятельности. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (далее – Положение № 359).
Сразу оговоримся: во многом Положение № 359 дублирует, вплоть до прямого цитирования, многие нормы, содержавшиеся в постановлении № 171. Особенно это касается порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, а также процедурных вопросов их применения. Вместе с тем отметим и целый ряд новшеств.
Кто утверждает бланки
Начнем с того, что постановление № 171 прямо предусматривало, что все формы бланков строгой отчетности утверждает Минфин России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъекты предпринимательской деятельности, занятые в определенной сфере услуг. Причем формы бланков утверждались на срок, устанавливаемый главным финансовым ведомством. Продлить сроки действия бланков можно было также по обращению заинтересованных организаций.
А вот в Положении № 359 Минфин России в качестве главного органа, который уполномочен утверждать формы бланков, прямо не упоминается.
Анализ норм нового Положения позволяет прийти к выводу о том, что сегодня возможно два варианта утверждения бланков: во-первых, самой организацией с соблюдением требований, прямо указанных в Положении № 359, и, во-вторых, федеральными органами исполнительной власти.
Обратите внимание: федеральный орган исполнительной власти имеет право утверждать бланки, если это предусмотрено соответствующим положением об этом органе. Это условие прямо предусмотрено пунктом 5 нового Положения. А вот в пункте 6 прямо сказано о том, что формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Разрабатываем бланки сами?
Исходя из формулировок Положения № 359, на поставленный вопрос можно дать утвердительный ответ. Получается, что если полномочия по утверждению бланков строгой отчетности не переданы соответствующим органам, то организации вправе самостоятельно их разрабатывать и утверждать. Главное, в нем должны быть реквизиты, установленные пунктом 3 нового Положения. Подтвердили данную позицию и финансисты (см. письма Минфина России от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239 и от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-240).
Обратимся к письму Минфина России от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230. В нем главное финансовое ведомство как раз и подтверждает, что новое Положение принято в целях снятия административных барьеров. То есть организациям больше не нужно применять только бланки, утвержденные Минфином России. Они вправе утверждать их сами.
Обязательные реквизиты бланка
Обязательные реквизиты бланка строгой отчетности перечислены в пункте 3 нового Положения. В большинстве они повторяют перечень, который был в постановлении № 171. Но, исходя из новых веяний, из набора реквизитов убрали сведения об утверждении бланка и код формы по классификатору управленческой документации. И еще удален совершенно непонятный реквизит – «единица измерения оказания услуг».
Однако только удалением ставших ненужными реквизитов законодатели не ограничились. Согласно новым требованиям, принимая деньги от населения, на бланке следует указывать организационно-правовую форму организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя) и адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Кроме этого появился еще один пункт, который называется «Иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги». Вот такими реквизитами организация может дополнить самостоятельно разработанный документ. Это чиновники Минфина России подтвердили в письме от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-240*.
Как изготовить бланки
Пунктом 4 Положения № 359 предусмотрено, что бланк изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Отметим, что, как это ни покажется странным, постановление № 171 вообще не акцентировало внимание на способе их изготовления. Тем не менее в нем говорилось, что на бланке должны быть сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж). Из этого следовало, что раньше бланк мог быть изготовлен только типографским способом.
В Положении эти сведения переведены в разряд обязательных. Но только в одном случае – когда бланк напечатан в типографии.
А пунктом 11 Положения № 359 предусмотрено, что сформировать бланк документа можно с использованием автоматизированной системы. Однако для одновременного заполнения бланка строгой отчетности и выпуска документа должны быть выполнены такие требования:
– автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
– при заполнении бланка и выпуске документа автоматизированная система сохраняет уникальный номер и серию его бланка.
Причем налоговые органы имеют право требовать от организаций и предпринимателей представить информацию из таких систем о выпущенных документах.
Исходя из этого, можно утверждать, что сформировать бланк строгой отчетности, например, в обычном текстовом редакторе нельзя. Для этого можно использовать только специальные программные средства, обладающие функциями специальной защиты.
Порядок заполнения и учета
Новое Положение принципиальных изменений в порядок заполнения бланков строгой отчетности не внесло. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления в нем не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.
Как и прежде, при заполнении должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк должен иметь отрывные части.
Остался неизменным порядок хранения и учета типографских бланков, а также правила их применения непосредственно при осуществлении наличных расчетов с населением.
Как быть со старыми бланками
Завершая характеристику Положения № 359, обратим внимание и на сроки действия бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу данного документа.
Относительно старых бланков строгой отчетности новое Положение содержит следующие конкретные указания. Все формы бланков, утвержденные до вступления в силу постановления № 171 (фактически это распространяется на бланки, утвержденные до 12 апреля 2005 года), могут применяться до 1 декабря 2008 года.
А вот бланки, утвержденные уже в соответствии с постановлением № 171, продолжают применяться. Отметим, что таких бланков было утверждено совсем немного, а вот для услуг в сфере образования Минфин России вообще бланков утвердить не успел.
- Статьи по теме:
- С 1 апреля меняется порядок налогообложения НДС машин, купленных у физических лиц
- Какие изменения учитывать при использовании в работе ККТ
- Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
- Заявление на регистрацию ККТ в 2024 году: скачать бланк, образец заполнения
- Как правильно вести и подшивать кассовую книгу в 2024 году