Специалисты Минфина России признали, что нет и не должно быть формального подхода при определении периода, за который налоговики сравнивают цены на товары при применении статьи 40 Налогового кодекса РФ.
В другом разъяснении на эту тему главное финансовое ведомство подтвердило, что заключение оценщика может быть использовано для целей контроля за ценами.
Письмо Министерства финансов РФ от 24.07.08 № 03-02-07/1-312
Письмо Министерства финансов РФ от 01.08.08 № 03-02-07/1-329
ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО
Налоговики могут проверить правильность цен по сделке, если стоимость товаров (работ, услуг) более чем на 20 процентов отклоняется от уровня цен, который организация применяла по идентичным товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного периода времени (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). Однако Налоговый кодекс не уточняет, какой именно срок является непродолжительным.
В опубликованном выше письме от 24.07.08 № 03-02-07/1-312 Минфин России признал, что невозможно определить универсальный непродолжительный период для всех случаев. Каждый раз этот показатель устанавливается индивидуально в зависимости от таких факторов, как сфера деятельности плательщика, специфика товаров (работ, услуг) и особенности их реализации, сезонность продаж (распродажа по окончании сезона), срок годности товаров, а также других обстоятельств, которые стали причиной чрезмерного уменьшения или увеличения цены (В письме от 18.07.05 № 03-02-07/1-190 Минфин России согласился с тем, что разброс цен по сделкам налоговики могут определять в пределах месячного срока. Однако этот вывод нельзя распространить на все случаи.).
ПРИМЕР
ООО «Секунда» оптом продает дачные домики. В период с мая по сентябрь организация реализовала 100 штук. В мае - 10 штук по цене 150 000 руб. за штуку, в июне - 25 штук по цене 170 000 руб., в июле - 40 штук по цене 185 000 руб., в августе - 15 штук по цене 160 000 руб., в сентябре - 3 штуки по цене 140 000 руб., в октябре - 7 штук по цене 130 000 руб.
Чтобы определить процент отклонения, проверяющие рассчитали средневзвешенную цену товара. Она равнялась 168 800 руб. (150 000 руб. * 10 шт. : 100 шт.+ 170 000 руб. * 25 шт. : 100 шт. + 185 000 руб. * 40 шт. : 100 шт. + 160 000 руб. * 15 шт. : 100 шт. + 140 000 руб. * 3 шт. : 100 шт.+ 130 000 руб. *5 7 шт. : 100 шт.).
Процент отклонения от средней цены составил:
- в мае: 11,14% ((168 800 руб. - - 150 000 руб.) : 168 800 руб. * 100%);
- в июне: -0,71% ((168 800 руб. - 170 000 руб.) : 168 800 руб.* 100%);
- в июле: -9,59% ((168 800 руб - 185 000 руб.) : 168 800 руб. * 100%);
- в августе: 5,21% ((168 800 руб.- 160 000 руб.) : 168 800 руб. * 100%);
- в сентябре: 17,06% ((168 800 руб. - 140 000 руб.) : 168 800 руб.* 100%);- в октябре: 22,99% ((168 800 руб.- 130 000 руб.) : 168 800 руб. * 100%).
Инспекторы обратили внимание на то, что в октябре отклонение цены проданного дачного домика от средней цены превышало 20%. Представители ООО «Секунда» пояснили налоговикам, что такой результат связан с сезонностью. Остатки товара надо было реализовать до наступления следующего года. Иначе компания понесла бы существенные затраты на хранение дачных домиков. Ревизоров удовлетворили такие объяснения. Непродолжительным периодом времени был признан период с сентября по октябрь. Цена в этих месяцах существенно не изменялась. Поэтому проверяющие не стали пересчитывать для целей налогообложения стоимость проданных в октябре товаров по рыночной цене.
Заметим, что в инспекции на местах не поступало никаких указаний со стороны ФНС России о том, как определять длительность непродолжительного периода. Это редакции «ДК» сообщил Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России:
Инспекторы учитывают различные факторы: налоговый период, специфику деятельности компании и др. Единого подхода и устоявшейся практики сегодня нет.
Суды тоже неоднозначно относятся к понятию «непродолжительный период времени». Так, ФАС Московского округа в постановлении от 21.06.06 № КА-А40/5213-06-П посчитал, что данный срок может составлять два месяца. А в постановлении от 21.11.05 № КА-А40/11239- 05 судьи этого же округа признали, что непродолжительным можно назвать налоговый период по доначисленному налогу на прибыль, то есть календарный год.
НАЛОГОВИКИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОЦЕНЩИКА
Определить рыночную цену товаров (работ, услуг) можно тремя методами:
1) исходя из рыночных цен на идентичные (однородные) товары, которые реализуются в сопоставимых условиях;
2) методом цены последующей реализации;
3) затратным методом.
Только в том случае, если невозможно установить рыночные цены на идентичные (однородные) товары, контролеры могут применить другие методы (п. 10 ст. 40 НК РФ; см. справку «Как применяют метод цены последующей реализации и затратный метод»).
В опубликованном выше письме от 01.08.08 № 03-02-07/1-329 Минфин России подтвердил: рыночную цену объекта для целей налогообложения вправе определить профессиональный оценщик.
Отметим, что главное финансовое ведомство и раньше не отрицало, что при проведении налогового контроля инспекторы вправе привлекать независимых оценщиков (письмо Минфина России от 29.03.07 № 03-02- 07/1-144). Судьи также признавали, что рыночную цену для целей налогообложения могут определять независимые оценщики (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.08 № Ф04-1960/ 2008(2337-А03-15)).
Тем не менее, как пояснили редакции «ДК» в ФНС России и Минфине России, наличие заключения независимого оценщика еще не означает, что налоговики не вправе применить метод цены последующей реализации и затратный метод.
КАК ПРИМЕНЯЮТ МЕТОД ЦЕНЫ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ
И ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД
Метод цены последующей реализации используется, когда на рынке не происходит сделок с идентичными (однородными) товарами либо нет информационных источников, из которых можно узнать цену на эти товары. Чтобы определить рыночную цену товаров при этом методе, надо из стоимости товаров, по которой ваш покупатель их перепродал, вычесть его затраты на реализацию и продвижение товара, а также сумму обычной для данной деятельности прибыли. Если такой перепродажи не было или невозможно получить о ней информацию, применяют затратный метод. Он заключается в том, что для определения рыночной стоимости товаров (работ, услуг) суммируются все расходы, связанные с покупкой и реализацией товаров (работ, услуг). К полученному результату прибавляется обычная для данной сферы деятельности прибыль.