Теперь расходы на естественную убыль этилового спирта при его перевозке можно учесть в пределах новых норм. Они пригодятся всем компаниям, деятельность которых связана с оборотом этилового спирта, то есть его производителям, а также производителям алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, опубликованный документ окончательно устранил путаницу с применением ранее принятых норм по естественной убыли спирта при транспортировке. До сих пор оставалась неопределенность, чем нужно руководствоваться: документами, принятыми еще во времена СССР, или приказами Минсельхоза России от 26.06.08 № 273, от 14.06.07 № 323.
Приказ Минсельхоза РФ от 20.08.08 № 405, Министерства транспорта РФ от 20.08.08 № 137
КАК ТЕПЕРЬ УЧИТЫВАТЬ ПОТЕРИ СПИРТА
Комментируемый приказ вступил в силу 26 октября 2008 года (Опубликован в «Российской газете» 15.10.08, вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования). С этого дня для целей налогообложения прибыли следует применять новые нормы естественной убыли при перевозке этилового спирта автомобильным, железнодорожным, водным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Значения показателей естественной убыли зависят от времени года, климатических групп, к которым отнесены субъекты РФ, типа перевозки, объема тары и расстояния, на которое транспортируется этиловый спирт. Следует отметить, что новые нормы практически не отличаются, а в чем-то даже выгоднее для компаний, чем прежние лимиты, которые были утверждены еще в советское время (Постановление Госснаба СССР от 11.07.86 № 102 «Об утверждении норм естественной убыли этилового спирта при хранении, перемещениях и транспортировке железнодорожным, водным и автомобильным транспортом» (далее - постановление № 102), постановление Госснаба СССР от 04.05.82 № 39 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов продукции и товаров при перевозках и хранении» (далее - постановление № 39).
Например, для перевозок в автоцистернах нормы не изменились, более того отменено ограничение естественной убыли на каждый фактически пройденный километр. Для перевозок в железнодорожных вагонах-цистернах изъята категория вагонов грузоподъемностью 20 т. Остались только категории 50 и 60 т, стало быть, нормами для такого транспорта будут пользоваться компании в случае перевозки спирта в цистерне меньшей грузоподъемности. При перекачке в пути следования по железной дороге и при перевозке в металлических (стальных) бочках нормы остались прежними.
ПУТАНИЦА ЛИКВИДИРОВАНА
Появление новых норм окончательно устраняет неразбериху с применением других документов, принятых уполномоченным органом - Минсельхозом России. Это приказы от 26.06.08 № 273 (комментарий см. в «ДК» № 14, 2008), от 14.06.07 № 323 (далее - приказы № 273 и № 323), которыми утверждены нормы естественной убыли при закупке, хранении и поставке этилового спирта. Теперь стало ясно, что для целей налогообложения прибыли применять их не следует, и вот почему.
Комментируемые нормы естественной убыли приняты во исполнение подпункта 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ. В соответствии с указанным положением Правительство РФ поручило разработку и утверждение норм естественной убыли этилового спирта Минсельхозу России (Постановление Правительства РФ от 12.11.02 № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» (далее - постановление № 814).
Это ведомство сначала утвердило лишь нормы естественной убыли этилового спирта при хранении (см. приказ Минсельхоза России от 12.12.06 № 463 «Об утверждении норм естественной убыли этилового спирта при хранении»). Но потери в пределах норм естественной убыли учитываются не только при хранении, но и при транспортировке. И вопрос с нормами естественной убыли при перевозке этилового спирта оставался неурегулированным. Поэтому, когда Минсельхоз России издал приказы № 273 и № 323, которыми были утверждены нормы естественной убыли при закупке, хранении и поставке этилового спирта, эти документы стали применять для целей налогообложения прибыли. Это не вызывало вопросов и у представителей ФНС России.
Однако следует учитывать, что эти нормы были приняты для других целей. А именно для учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (См. пункт 3 постановления Правительства РФ от 19.06.06 № 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») в соответствии с нормами Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Более того, согласно пункту 2 постановления № 814, нормы естественной убыли, которые применяются при перевозках, утверждаются совместно с Минтрансом России. А это условие не было соблюдено в приказах № 273 и № 323. Следовательно, до 26 октября 2008 года для налогового учета потерь при транспортировке этилового спирта требовалось применять нормы естественной убыли, утвержденные постановлениями № 102 и № 39.
Это редакции «ДК» подтвердила Татьяна Северова, консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:
С 26 октября 2008 года организации должны пользоваться нормами естественной убыли этилового спирта при перевозке, установленными совместным приказом от 20.08.08 Минсельхоза России № 405 и Минтранса России № 137. До принятия этого документа организации должны были пользоваться для налогообложения прибыли нормами естественной убыли этилового спирта, установленными в советское время.
Такой же точки зрения придерживается и Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела контрольного управления ФНС России.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОМПАНИЯ ПРИМЕНЯЛА НЕПРАВИЛЬНЫЕ НОРМЫ
По мнению Татьяны Северовой и Сергея Тараканова, организациям, которые применяли нормы, установленные приказами № 273 и № 323, необходимо сделать перерасчет потерь от недостачи и (или) порчи при транспортировке этилового спирта в соответствии с постановлениями № 102 и № 39.
Однако нужно учесть, что нормы, установленные приказами № 273 и № 323, были более жесткими (за исключением ограничения при транспортировке в автоцистернах на расстояние более 50 км), чем те, что установлены постановлениями № 102 и № 39. Так что применение некорректных лимитов скорее всего не привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль. На наш взгляд, в такой ситуации компания, у которой не возникает недоимки, может не делать перерасчет. Такого же мнения придерживается Алексей Архиерейский, управляющий партнер юридической компании «ЭкспертФинанс».
Подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что нормы естественной убыли этилового спирта применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль только при хранении и транспортировке этилового спирта. Следовательно, использование лимитов, установленных приказом № 273, для производства алкогольной, спиртосодержащей продукции, противоречит налоговому законодательству. Если компания применяла их указанным образом, то базу по налогу на прибыль придется пересчитать.
- Статьи по теме:
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль: что это такое и как его получить
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации