Аргументы налогоплательщика
Компания в 2006—2008 годах выдавала работникам наличные деньги под отчет для покупки бензина. К авансовым отчетам сотрудники прикладывали путевые листы, форму которых организация разработала самостоятельно. В шаблоне документа были соблюдены все требования к «первичке», приведенные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Путевые листы имели все необходимые реквизиты и содержали данные о пройденном автомобилями расстоянии. Также были справки-расчеты бухгалтерии. В них на основании данных из путевых листов о пробеге автомобиля и утвержденных компанией норм списания горюче-смазочных материалов был посчитан расход бензина в стоимостном выражении. В итоге затраты на бензин списывали при расчете налога на прибыль.
Аргументы налоговиков
Проведя выездную проверку, инспекторы обнаружили следующее. В путевых листах в графе «задание водителю» не содержится информация о пути следования автомобиля. Кроме того, не заполнена оборотная сторона путевок. В частности, пусты графы «место отправления», «место назначения», «время выезда», «время возвращения». Заполнена лишь графа «пройдено километров». В графах «место отправления» и «место назначения» только одна запись — «по служебной необходимости».
Таким образом, путевые листы не соответствуют Типовой межотраслевой форме № 3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. А раз так, то расходы документально не подтверждены и списывать их при расчете налога на прибыль нельзя. Ведь нарушены нормы пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Выводы суда
Судьи всех трех инстанций не согласились с доводами инспекторов. Ведь компания не является транспортной организацией. Значит, вовсе не обязана использовать форму путевого листа, утвержденную Госкомстатом России. Основанием для таких действий является пункт 2 постановления № 78.
В рассматриваемом случае компания самостоятельно разработала бланк документа с соблюдением требований Закона № 129-ФЗ. Таким образом, расходы на бензин, понесенные в 2006—2008 годах, учтены правомерно.
От редакции
Как ни странно, но налоговики пошли вразрез с официальной позицией. Напомним, что чиновники из Минфина России еще в 2006 году согласились с тем, что можно самостоятельно разрабатывать путевые листы (см., например, письмо от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327). К слову сказать, обязательные для всех организаций реквизиты путевых листов и порядок их заполнения утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Именно этим нормативным актом рекомендуют руководствоваться представители УФНС России по г. Москве в письме от 13 октября 2009 г. № 16-15/107268.
Что касается судей, то на протяжении многих лет они подтверждают, что самостоятельно разработанный путевой лист — это оправдательный документ для списания расходов. Свидетельством тому постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2010 г. № КА-А40/9859-10, от 18 ноября 2009 г. № КА-А40/12213-09 и др.
Источник: постановление ФАС Московского округа от 24 декабря 2010 г. № КА-А40/16073-10
Обзор арбитражных споров между инспекциями и налогоплательщиками Москвы и Подмосковья
Существо дела | Решение суда | Реквизиты судебного акта |
Расходы на подключение телефонов к местной сети учитывают единовременно | ||
Проверяя компанию, налоговики выявили занижение базы по налогу на прибыль. По версии инспекторов, оплату услуг по подключению телефонных аппаратов к местной сети и присвоение телефонных номеров нужно списывать через амортизацию. Организация же отразила расходы единовременно, тем самым нарушив требования статей 257 и 259 Налогового кодекса РФ | Судьи не согласились с инспекторами и пришли к выводу, что в данном случае речь идет именно об услугах связи. А такие расходы учитываются целиком и сразу в том периоде, когда они понесены. Это позволяет сделать подпункт 25 пункта 1 статьи 264 и подпункт 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ | Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2010 г. № КА-А41/13110-10 |
Проверяя кассовую дисциплину, налоговики не могут проводить проверочные закупки | ||
Налоговики проверили павильон, принадлежащий организации. В результате контрольного мероприятия было установлено, что продавец не выдал чек ККТ. Это является нарушением статей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.Ревизоры выписали компании штраф по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях | Рассматривая спор, судьи выяснили, что инспекторы проводили проверочную закупку товара. Иными словами, оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. В то же время, согласно статье 13 того же Закона № 144-ФЗ, полномочий так поступать у налоговиков нет. Таким образом, доказательство получено с нарушением закона. А раз так, то штраф, наложенный на компанию, является неправомерным. Данный вывод следует из части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Исходя из этого, судьи отменили штраф, выписанный налоговиками | Постановление ФАС Московского округа от 6 декабря 2010 г. № КА-А40/12998-10 |
Плата за услуги sms и мобильный Интернет учитывается в расходах при расчете налога на прибыль | ||
Организация заключила договор с оператором сотовой связи на подключение корпоративных номеров. К затратам на голосовую связь по мобильным телефонам инспекторы не придирались. А вот оплату неголосовых услуг (sms, mms, мобильный Интернет) сочли необоснованным расходом. Более того, у компании нет детализированных счетов на оплату сотовой связи. Как результат — доначисление налога на прибыль и соответствующих сумм пеней, а также штраф | Арбитражные судьи отвергли довод ревизоров. Ведь инспекторы не доказали, что мобильный Интернет и иной спорный сервис носили развлекательный характер. Вдобавок к этому предоставление работникам возможности пользоваться сотовой связью оформлено приказом генерального директора компании. Наконец, налоговое законодательство не требует подтверждать производственный характер каждого факта использования услуг связи. Значит, детализированный счет оператора связи совсем не обязателен. Соответственно, расходы можно списать в силу подпунктов 14 и 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ | Постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15640-10 |