Организация питания
Согласно статье 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, организация питания в образовательном учреждении возлагается на само учреждение.
Столовая в образовательном учреждении может представлять из себя два вида:
1) учреждение заключает договор со сторонней организацией на основании статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
2) учебное заведение организует питание своими силами в соответствии с Методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н, № 178 (далее – Методические рекомендации ).
Прием продуктов документально
Рассмотрим, какими документами оформляется прием продуктов для столовой. Если образовательное учреждение заключило договор со сторонней организацией, то сумма расходов на продукты отражается на основании акта приемки-сдачи оказанных услуг. В том случае, если питание школьников учреждение организует своими силами, поступление продуктов следует отражать в учете на основании товарно-сопроводительных документов поставщика (продавца). Это установлено пунктом 32 Инструкции по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н ).
Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам ( ф. 0504035 ), запись в данную ведомость производится на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания ( ф. 0504037 ) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания ( ф. 0504038 ). Ежемесячно в оборотной ведомости подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (перечисленные формы документов утверждены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н ).
Далее для отпуска продуктов оформляется Меню-требование на выдачу продуктов ( ф. 0504202 ). Оно заверяется подписью ответственного лица, получившего продукты, утверждается руководителем и в установленные сроки в рамках учетной политики передается в бухгалтерию. Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу питания.
Бухгалтерские записи
Если учреждение заключило договор на организацию питания со сторонней организацией, то затраты относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н .
Операции по приобретению и оплате услуг оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены расходы в размере стоимости оказанных учреждению услуг по организации питания |
401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»; 109 60 226 «Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции» |
302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
Перечислена плата за оказанные услуги по организации питания* |
302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» |
* Одновременно сумма платы за оказанные услуги по организации питания отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».
Когда столовая в образовательном учреждении организована своими силами, купленные продукты питания отражаются в составе материальных запасов.
Эти расходы учитываются на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения» и относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» классификации операций сектора государственного управления.
А вот операции по списанию расходов отражаются в бухгалтерском учете таким образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступили продукты питания от поставщиков |
105 32 340 «Увеличение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения» |
302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» |
Переданы продукты питания со склада в столовую |
105 32 340 «Увеличение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения» |
105 32 340 «Увеличение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения» |
Списаны израсходованные продукты питания на основании меню-требования |
401 20 272 «Расходование материальных запасов»; 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» |
105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания – иного движимого имущества учреждения» |