Амортизируемое имущество и основное средство
Для целей налогового учета объекты недвижимости являются амортизируемым имуществом, а вот термин основное средство – это понятие бухгалтерского учета.
Для целей бухгалтерского учета основное средство становится таковым, когда оно:
1) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование;
2) имеет срок полезного использования более 12 месяцев;
3) не предназначено для дальнейшей перепродажи;
4) способно приносить экономическую выгоду (доход) в будущем.
Кроме того, в качестве дополнительного критерия признания объекта основным средством предусмотрено «стоимостное» ограничение. В настоящее время максимальный размер этого критерия составляет 40 000 руб. Точная величина определяется компанией по своему усмотрению в учетной политике. Активы, стоимость которых ниже установленного лимита, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов, а имущество, стоимость которого выше стоимостного критерия, – в составе основных средств.
Следует отметить, что в бухгалтерском учете критерии признания и правила начала амортизации одинаковы для любого имущества: движимого или недвижимого.
Кроме того, в отличие от налогового учета признание объекта недвижимости основным средством и начало начисления амортизации по нему не зависят от даты ввода объекта в эксплуатацию. Достаточно, чтобы здание было готово к использованию и по нему были завершены все капитальные вложения.
Раньше между правилами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете существовало еще одно отличие. Дело в том, что до 1 января 2013 года в Налоговом кодексе действовала норма, что если в отношении основного средства законодательством установлена обязанность по государственной регистрации права собственности, то такое имущество становилось амортизируемым при одновременном соблюдении двух условий:
- ввода его в эксплуатацию;
- подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).
При этом факт подачи документов на регистрацию необходимо было подтвердить документально, например, распиской в приеме документов (письмо Минфина России от 08.06.12 № 03-05-05-01/31).
На практике возникала ситуация, что в бухгалтерском учете готовое к эксплуатации здание включалось в состав основных средств и начинало амортизироваться, а вот в налоговом учете недвижимость, даже введенная в эксплуатацию, не амортизировалась до момента подачи документов на регистрацию права собственности.
Изменения в начисления амортизации в налоговом учете
С 1 января 2013 года в Налоговый кодекс внесены изменения, согласно которым амортизация по приобретенному объекту недвижимости начисляется в общеустановленном порядке – начиная с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию, вне зависимости от даты государственной регистрации перехода права собственности на него (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Таким образом, законодатели попытались сблизить условия, позволяющие начислять амортизацию по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, в бухгалтерском и налоговом учете.
Однако никаких переходных положений новая норма Налогового кодекса не устанавливает, поэтому до недавнего времени нельзя было четко ответить на вопрос, как поступать с имуществом, которое к 1 января 2013 года уже введено в эксплуатацию, но документы на государственную регистрацию по нему не поданы.
В письмах от 15.03.13 № 03-03-06/1/7940, от 12.03.13 № 03-03-06/1/7285 представители финансового ведомства разъяснили, что новая норма Налогового кодекса РФ распространяется лишь на то имущество, которое вводится в эксплуатацию с 2013 года. Недвижимость, уже используемая в деятельности с более ранних периодов, в налоговом учете включается в состав амортизируемого имущества по старым правилам, то есть после представления документов на государственную регистрацию.
Итак, когда начинать амортизировать недвижимость, права на которую подлежат обязательной государственной регистрации, введенную в эксплуатацию до 1 января 2013 года? Это надо делать с момента подачи документов на госрегистрацию.
Яна Безденежных,
старший консультант ГК «ВнешЭкономАудит»
- Статьи по теме:
- Инструкция по работе с ПБУ 18/02 в последней редакции
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль: что это такое и как его получить