Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Когда начинать амортизировать недвижимость в налоговом учете

8 апреля 2013 16 просмотров

Амортизируемое имущество и основное средство

Для целей налогового учета объекты недвижимости являются амортизируемым имуществом, а вот термин основное средство – это понятие бухгалтерского учета.

Для целей бухгалтерского учета основное средство становится таковым, когда оно:

1) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование;

2) имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

3) не предназначено для дальнейшей перепродажи;

4) способно приносить экономическую выгоду (доход) в будущем.

Кроме того, в качестве дополнительного критерия признания объекта основным средством предусмотрено «стоимостное» ограничение. В настоящее время максимальный размер этого критерия составляет 40 000 руб. Точная величина определяется компанией по своему усмотрению в учетной политике. Активы, стоимость которых ниже установленного лимита, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов, а имущество, стоимость которого выше стоимостного критерия, – в составе основных средств.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете критерии признания и правила начала амортизации одинаковы для любого имущества: движимого или недвижимого.

Кроме того, в отличие от налогового учета признание объекта недвижимости основным средством и начало начисления амортизации по нему не зависят от даты  ввода объекта в эксплуатацию. Достаточно, чтобы здание было готово к использованию и по нему были завершены все капитальные вложения.

Раньше между правилами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете существовало еще одно отличие. Дело в том, что до 1 января 2013 года в Налоговом кодексе действовала норма, что если в отношении основного средства законодательством установлена обязанность по государственной регистрации права собственности, то такое имущество становилось амортизируемым при одновременном соблюдении двух условий:

  • ввода его в эксплуатацию;
  • подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).

При этом факт подачи документов на регистрацию необходимо было подтвердить документально, например, распиской в приеме документов (письмо Минфина России от 08.06.12 № 03-05-05-01/31).

На практике возникала ситуация, что в бухгалтерском учете готовое к эксплуатации здание включалось в состав основных средств и начинало амортизироваться, а вот в налоговом учете  недвижимость, даже введенная в эксплуатацию, не амортизировалась до момента подачи документов на регистрацию права собственности.

Изменения в начисления амортизации в налоговом учете

С 1 января 2013 года в Налоговый кодекс внесены изменения, согласно которым амортизация по приобретенному объекту недвижимости начисляется в общеустановленном порядке – начиная с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию, вне зависимости от даты государственной регистрации перехода права собственности на него (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Таким образом, законодатели попытались сблизить условия, позволяющие начислять амортизацию по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, в бухгалтерском и налоговом учете.

Однако никаких переходных положений новая норма Налогового кодекса не устанавливает, поэтому до недавнего времени нельзя было четко ответить на вопрос, как поступать с имуществом, которое к 1 января 2013 года уже введено в эксплуатацию, но документы на государственную регистрацию по нему не поданы.

В письмах от 15.03.13 № 03-03-06/1/7940, от 12.03.13 № 03-03-06/1/7285 представители финансового ведомства разъяснили, что новая норма Налогового кодекса РФ распространяется лишь на то имущество, которое вводится в эксплуатацию с 2013 года. Недвижимость, уже используемая в деятельности с более ранних периодов, в налоговом учете включается в состав амортизируемого имущества по старым правилам, то есть после представления документов на государственную регистрацию.

Итак, когда начинать амортизировать недвижимость, права на которую подлежат обязательной государственной регистрации, введенную в эксплуатацию до 1 января 2013 года? Это надо делать с момента подачи документов на госрегистрацию.

Яна Безденежных,

старший консультант ГК «ВнешЭкономАудит»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка