При каких условиях можно получить освобождение от уплаты НДС
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Необходимое условие для этого – за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или предпринимателей (без учета налога) не должна превышать 2 млн руб.
Срок подачи в ИФНС уведомления и документов для получения освобождения – не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого компания хочет получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Учтите: не могут получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость те предприятия, которые реализуют подакцизные товары. Такое ограничение закреплено в нормах пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Правда, Конституционный суд РФ в определении от 10 ноября 2002 г. № 313О указал, что запрет распространяется только на торговлю именно подакцизными товарами. Если налогоплательщик реализует одновременно подакцизные и неподакцизные товары, то по неподакцизной продукции он совершенно обоснованно может применять льготу (то есть получить освобождение от уплаты НДС).
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость не может применяться также теми организациями, у которых обязанности налогоплательщика возникли в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
То же самое касается и компаний, которые исполняют обязанности налогового агента. Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в котором установлено, что налоговые агенты должны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Причем это не зависит от того, являются ли они сами плательщиками налога на добавленную стоимость или нет.
Как рассчитать лимит выручки для освобождения от НДС
В вопросе получения организацией освобождения от уплаты НДС решающую роль играет сумма выручки (за три предшествующих календарных месяца ее сумма не должна превышать 2 млн руб.).
Не входит в расчет лимита:
- выручка, полученная от реализации товаров, работ или услуг по деятельности, переведенной на уплату единого вмененного налога (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-11/71 и № 03-07-11/72);
- суммы, основания для получения которых перечислены в статье 162 Налогового кодекса РФ (это, к примеру, пени, штрафные санкции) (письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. № 16-15/43541);
- выручка от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-07-15/40261);
- суммы оплаты или частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. № 16-15/43541).
А вот с не облагаемыми НДС операциями возникает проблема. Чиновники считали, что статья 145 Налогового кодекса РФ не предусматривает исключений из суммы полученной выручки от реализации (2 млн руб.) поступлений по операциям, не облагаемым НДС или не признаваемым объектом налогообложения.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 27 ноября 2012 г. № 10252/12 рассудил иначе. Судьи указали, что освобождение от НДС направлено на снижение налогового бремени в отношении организаций, имеющих незначительные обороты от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых данным налогом. Поэтому предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.
Интересно, что, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2011 г. № А06-1875/2011 судьи пришли к следующему выводу. При определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, нужно учитывать все доходы компании, как облагаемые НДС, так и освобожденные от него. И определением ВАС РФ от 21 февраля 2012 г. № ВАС-810/12 это решение было оставлено без изменения.
Хотя теперь налоговики предлагают больше не спорить (письмо ФНС России от 12 мая 2014 г. № ГД-4-3/8911@).
Так что отныне размер выручки от реализации товаров, работ, услуг в целях применения положений статьи 145 Налогового кодекса РФ следует рассчитывать только применительно к операциям, облагаемым НДС.
Как выставляется счет-фактура при освобождении от НДС
Организация, которая воспользовалась освобождением, может не представлять декларации по НДС в налоговую инспекцию (письмо УФНС России по г. Москве от 17 ноября 2009 г. № 16-15/120379). Кроме того, хозяйство, которое получило освобождение от уплаты НДС, не обязано определять налоговую базу и исчислять налог (письмо Минфина России от 27 ноября 2009 г. № 03-07-14/107).
Тем не менее, счет-фактура при освобождении от НДС выставляется обязательно. Правда, в таких счетах-фактурах сумму НДС не выделяют, а делают пометку «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ, письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/85). Счета-фактуры с выделенной суммой НДС выставляют только в следующих случаях:
- при реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) от своего имени по агентским договорам или договорам комиссии, заключенным с плательщиком НДС;
- при исполнении обязанностей плательщика НДС в связи с заключением договора простого товарищества (концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом);
- при передаче товаров (работ, услуг), приобретенных от своего имени у плательщиков НДС по агентским договорам или договорам комиссии.
Это следует из положений пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ, пунктов 3 и 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Однако иногда такие налогоплательщики, пытаясь помочь «друзьям» получить налоговый вычет, выставляют им счета-фактуры с выделенной суммой НДС. В пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ сказано, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае, если компания выставила покупателю счет-фактуру с выделением в нем налога. При этом НДС, который необходимо уплатить в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю.
Все хозяйства, обязанные перечислить НДС в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, должны представить налоговую декларацию. Причем сделать это нужно в электронной форме независимо от численности персонала.
А. Анищенко,
аудитор