Особенности корпоративного клиента
Юридическое лицо по своему статусу не может быть потребителем: согласно преамбуле к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1 ), в роли потребителя может выступать только гражданин. Следовательно, к договору, заключенному между турагентом и заказчиком – юридическим лицом, положения Закона № 2300-1 не применяются.
Таким образом, при заключении договора с корпоративным заказчиком со стороны турагента исключено (в том числе по неосторожности) совершение административного правонарушения в связи с включением в такой договор ничтожных условий.
Напомним, что, согласно части 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
Поскольку в данном случае договор реализации туристского продукта заключается с лицом, который не считается потребителем, содержащиеся в нем условия не могут быть признаны ущемляющими права потребителя.
Условия об оплате турпродукта
К договору с юрлицом нельзя, например, применять положения статьи 37 Закона № 2300-1, по которому обязательства потребителя перед исполнителем по оплате услуг считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, либо банковскому платежному агенту (субагенту).
Следовательно, в отличие от договора с потребителем в договор реализации туристского продукта с корпоративным клиентом можно включать условие о том, что обязательства по оплате считаются исполненными с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу турфирмы.
Кроме того, юридические лица в отличие от заказчиков-граждан в большинстве случаев производят оплату по безналичному расчету на основании выставленного счета. Порядок выставления счета и его оплаты также необходимо отразить в договоре.
Судебное урегулирование споров
По общему правилу (за исключением отдельных категорий споров) стороны вправе до судебного разбирательства определить подсудность своего спора ( ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ , ст. 32 Гражданского процессуального кодекса РФ ). На практике такая подсудность указывается сторонами в договоре.
Потребителю пунктом 2 статьи 17 Закона № 2300-1 предоставлено право выбора суда, в который можно обратиться с иском, поэтому установление в договоре подсудности квалифицируется как ущемление прав потребителя. При заключении турагентом договора с юридическим лицом подобного ограничения нет, поэтому компания может в договоре прописать любой суд соответствующего вида и уровня, например, удобный ей территориально.
Правда, при согласовании договорной подсудности с юридическим лицом необходимо учитывать, что споры между индивидуальными предпринимателями и/или юридическими лицами отнесены к компетенции арбитражных судов.
Соответственно, в отличие от правоотношений с физическим лицом, не имеющим статуса ИП, при согласовании в договоре с корпоративным заказчиком условия о подсудности необходимо указывать арбитражный суд, являющийся судом первой инстанции. Если из типовой формы договора с гражданином в договор с юридическим лицом случайно перейдет пункт о рассмотрении споров в каком-нибудь суде общей юрисдикции (например, в районном суде), то условие о подсудности окажется несогласованным.
Список туристов
В договоре с корпоративным клиентом необходимо отражать тот факт, что в поездку отправляется не сам заказчик, а третьи лица. Зачастую список туристов (участников поездки) оформляется отдельным приложением.
Заключение долгосрочного договора
В правоотношениях турагентов с заказчиками – юридическими лицами нередко встречаются случаи длительного сотрудничества, при котором корпоративный заказчик регулярно бронирует туры в одной и той же туристической компании. В этом случае оформление отдельного договора на каждую поездку может оказаться фактором, усложняющим процесс взаимодействия и увеличивающим трудоемкость оформления правоотношений.
Выходом из такой ситуации может стать заключение долгосрочного договора, если в нем отражен его длительный характер и возможность неоднократного бронирования туров.
Неточности в договоре
В случае недействительности того или иного условия соответствующий пункт договора не будет применяться к правоотношениям сторон, так же как и в правоотношениях с потребителем. Но в отличие от правоотношений с потребителем наличие в договоре недействительного условия не является признаком административного правонарушения турагента, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Статьи по теме:
- Учет расходов на покупку питьевой воды в 2024 году: проводки
- Проводки по резерву по сомнительным долгам
- Как рассчитать зарплату, если работники трудятся в выходные и праздники
- Порядок действий, если надо вернуть деньги за отказную путевку
- Какие условия лучше прописать в договоре с иностранным контрагентом
Темы: