Кто должен создавать контрактную службу
В развитие принципа профессионализма заказчика в статье 38 Закона о контрактной системе закреплены положения, регламентирующие вопросы создания и деятельности контрактной службы. Контрактную службу обязаны создавать не все заказчики, а лишь те из них, чей совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Если же он равен или меньше 100 млн руб., то у заказчика появляется выбор: сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
Причем контрактный управляющий – это не название должности, а обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за закупку или несколько закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе).
Заказчик вправе своим приказом назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. То есть это конкретное поручение на выполнение определенных функций.
Можно ли привлекать сторонних специалистов
Часто заказчики задаются вопросом о возможности передать функционал контрактной службы (контрактного управляющего) на сторону, иными словами, привлечь профессионалов по договору.
Однако такой вариант невозможен, поскольку контрактный управляющий – это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе). А должностное лицо не может действовать на основании гражданско-правового договора, оно должно быть связано с заказчиком трудовыми отношениями.
Сотрудников контрактной службы Закон о контрактной системе именует работниками. Следовательно, они связаны с заказчиком именно трудовыми, а не гражданско-правовыми отношениями.
Как установить обязанности работника по закупкам
Не стоит забывать и о требованиях трудового законодательства РФ. Так, согласно статье 56 Трудового кодекса РФ, работник выполняет определенную трудовую функцию. Функциональные обязанности каждого работника контрактной службы, а равно и контрактного управляющего должны быть установлены их должностными инструкциями. Напомним также, что изменения могут вноситься в должностную инструкцию работника только с его письменного согласия.
Создание контрактной службы в качестве отдельного структурного подразделения не является обязательным (ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе). Функции контрактной службы заказчик может «подвести» под свой уже существующий отдел (структурное подразделение). А потому у специалиста по закупкам (работника контрактной службы) может быть и иное название должности. Главное – установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции и оформить это приказом.
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 ( ч. 3 ст. 38 Закона о контрактной системе).
Какие к работникам по закупкам предъявляются требования
В первую очередь следует отметить, что Закон о контрактной системе содержит норму на переходный период. От необходимости прохождения нового обучения освобождены работники контрактной службы (контрактный управляющий), имеющие профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такая «отсрочка» установлена для них до 1 января 2017 года (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе).
Таким образом, те сотрудники заказчика, которые имеют соответствующее образование и опыт работы по правилам ранее действовавшего Закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ), могут не проходить обучение по нормам Закона о контрактной системе вплоть до 1 января 2017 года. Это же относится к кандидатам на должность, предполагающую выполнение функциональных обязанностей работника контрактной службы или контрактного управляющего. Хотя практика показала, что специалисты в сфере закупок охотно изучают новые правила и процедуры. Причем они стремятся получить именно знания, а не только «корочку», и стимулируют их к этому серьезные административные штрафы (ст. 7.29–7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Если же лицо не имеет профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов, то необходимо руководствоваться нормой части 6 статьи 38 Закона о контрактной системе. Она гласит: «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».
В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании…» повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профобразования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Образцы этих документов самостоятельно устанавливают образовательные организации. Дополнительное профобразование предусматривает обучение по программам повышения квалификации и программам профпереподготовки.
Повышение квалификации направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, нужной для профдеятельности, и (или) на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. А профпереподготовка нацелена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профдеятельности, приобретение новой квалификации.
Образовательная организация обладает автономией. Под ней, в частности, понимается самостоятельность при ведении образовательной деятельности, разработке и принятии нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и уставом организации (ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
Формы обучения, сроки освоения дополнительных профессиональных программ, а также форма итоговой аттестации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Отметим, что конкретных требований к повышению квалификации в сфере закупок на уровне федерального закона вводить не планируется. Все вопросы разрешаются только в самой образовательной программе, которая, в свою очередь, составляется образовательной организацией в рамках лицензии.
Однако в настоящее время ведется работа по подготовке методических рекомендаций по содержанию программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок в целях реализации принципа профессионализма заказчика, предусмотренного статьей 9 Закона о контрактной системе. Но речь идет не о введении соответствующего образовательного стандарта, а лишь о рекомендациях, адресованных образовательным организациям.
Когда работники по закупкам направляются на обучение
Федеральные законы могут устанавливать случаи, когда профессиональное обучение или дополнительное профобразование является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Тогда работодатель обязан провести такое обучение (ст. 196 Трудового кодекса РФ).
При этом сотрудникам, проходящим подготовку, нужно создать условия для совмещения работы с получением образования и предоставить соответствующие гарантии. Гарантии обучающемуся сотруднику могут быть установлены не только трудовым законодательством, но и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным и трудовым договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Требования к работникам контрактной службы – это как раз такой случай. И если работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо пройти дополнительное профессиональное обучение, учреждение должно:
1) издать соответствующий приказ;
2) заключить договор с образовательной организацией;
3) оплатить обучение;
4) оформить работнику служебную командировку (если он обучается в другой местности).
Обратите внимание: каждая образовательная организация обязана размещать на своем сайте информацию о себе и о своей деятельности, в том числе и лицензию (постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582). Сейчас есть много прецедентов, когда обучение проводят субъекты (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), не имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности. Это следует учитывать при выборе организации, куда отправятся обучаться ваши работники.
О. Беляева,
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н.
Темы: