Суть спора
Между авиакомпанией (перевозчиком) и турфирмой (агентом) было заключено соглашение на предоставление блока мест на регулярных рейсах.
По договору перевозчик обязался создавать групповые брони и оформлять электронные авиабилеты по заявкам агента, обеспечивать перевозку пассажиров, их ручной клади и багажа после 100-процентной оплаты блока мест. Причем оплата предусматривалась вне зависимости от фактической реализации мест агентом.
По условиям дополнительного соглашения перевозчик предоставил туристической фирме 10 блоков мест на авиарейсы по маршруту Новосибирск-Прага-Новосибирск.
Однако агент их полностью не оплатил. Возник долг за блоки мест на авиарейсах.
Поэтому перевозчик обратился с иском в суд.
Решение суда
Арбитры поддержали требования авиакомпании. И вот подробности данного дела.
При оценке заключенного сторонами соглашения судьи пришли к выводу, что оно содержит элементы как договора фрахтования, так и агентского договора.
Итак, по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Это прописано в статье 787 Гражданского кодекса РФ.
Аналогичная норма (в отношении фрахтования воздушного судна) установлена в статье 104 Воздушного кодекса РФ: одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или нескольких воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
А по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Основание – статья 1005 Гражданского кодекса РФ.
Иначе говоря, условие соглашения, заключенного турфирмой с авиакомпанией о выкупе и 100-процентной предварительной оплате агентом мест на рейсы перевозчика, соответствует действующим нормам договора фрахтования. А к признакам агентского договора суд отнес условие о предоставлении авиакомпанией агенту права реализовывать перевозку пассажиров от имени и за счет перевозчика.
При этом арбитры отклонили довод туристической компании о том, что спорное соглашение является агентским договором в чистом виде, так как оно регулирует порядок выдачи авиабилетов гражданам на заранее выкупленные турфирмой блоки мест на рейсы, не предоставляя турфирме право по реализации билетов авиакомпании в качестве агента.
Поскольку турфирма не оформляла и не распространяла билеты своим клиентам от имени и за счет авиакомпании, суд не нашел оснований расценивать возникшие между сторонами правоотношения исключительно как агентские.
Итак. В данном случае агент полностью не оплатил стоимость блоков мест на авиарейсы, выполняемые перевозчиком по маршруту Новосибирск-Прага-Новосибирск.
Поэтому арбитры приняли решение взыскать с него долг.
Важно запомнить
Довольно часто в договорах с перевозчиками прописывается, что турфирма, выкупая у них блоки мест, должна их полностью оплатить независимо от дальнейшей реализации билетов своим клиентам. По сути, такие соглашения содержат в себе элементы договора фрахтования и агентского.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- Учет расходов на покупку питьевой воды в 2024 году: проводки
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа