При продаже НМА помните об ограничениях
Для начала напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Поэтому операцию по реализации объекта нематериальных активов следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (вышестоящим органом) и с органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
Помните: доходы, полученные от продажи имущества, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или в муниципальной собственности, полностью поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (абз. 3 п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, абз. 3 ч. 1 ст. 57, абз. 3 ч. 1 ст. 62 Бюджетного кодекса РФ).
Также немаловажно, что при продаже государственного (муниципального) имущества обязательно нужно провести оценку такого имущества (основание – ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Что учитывается в составе нематериальных активов
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н), для целей бюджетного учета в составе нематериальных активов признаются объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
А вот научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов, нематериальными активами для целей бюджетного учета не признаются.
Аналогичная ситуация с такими объектами, как:
- незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Бюджетный учет и документальное оформление
Пунктом 13 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утверждена приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н) определено, что продажа НМА оформляется:
- Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
- Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 030603).
- Соответствующей отметкой о продаже нематериального актива проставляется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031).
Пошагово рассмотрим операции в бюджетном учете.
Во-первых, операции по выбытию нематериальных активов отражают в учете по методике остаточной стоимости, а именно вначале списывается сумма накопленной амортизации объектов нематериальных активов. С учета списывают только остаточную стоимость. В бюджетном учете операция по продаже актива отражается по дебету счетов 1 104 39 420 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения» (в части начисленной амортизации), 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (в части остаточной стоимости НМА) и кредиту счета 1 102 30 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения» (п. 13 Инструкции № 162н).
Во-вторых, расходы по оценке нематериального актива отражаются по дебету счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и кредиту счета 1 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» (п. 102 , п. 121 Инструкции № 162н).
Далее расскажем о нюансах перечисления с лицевого счета учреждения денежных средств в оплату услуг оценщика.
Такая операция оформляется записью по дебету счета 1 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» и кредиту счета 1 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам».
Расходы по оценке нематериального актива уменьшают доходы от его реализации. Эту операцию отражают по дебету счета 1 401 10 172 и кредиту счета 1 401 20 226 (основание – п. 120 Инструкции № 162н).
При начислении дохода от реализации нематериального актива в бюджетном учете делают запись по дебету счета 1 205 72 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с нематериальными активами» и кредиту счета 1 401 10 172 «Доходы от реализации активов» ( п. 78 Инструкции № 162н ).
Следующий шаг – отражаем обязательство по перечислению в доход бюджета денежных средств за реализованный нематериальный актив. Для этого вносим запись по дебету счета 1 304 04 420 «Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия нематериальных активов» и кредиту счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» (п. 104 Инструкции № 162н).
Об ожидаемом поступлении в бюджет указанной суммы доходов в адрес администратора, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, казенное учреждение направляет Извещение (ф. 0504805). Причем в двух экземплярах (один экземпляр вернется в учреждение).
Итак, после получения Извещения (ф. 0504805) от администратора доходов, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, о фактическом поступлении в бюджет денежных средств от покупателя исключительного права в бюджетном учете казенного учреждения делается запись по дебету счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» в корреспонденции с кредитом счета 1 205 72 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с нематериальными активами» (п. 104 Инструкции № 162н).
Далее рассмотрим нюансы налогообложения.
Налоговый учет: признание доходов и расходов
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 248, пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации нематериального актива признается доходом казенного учреждения в целях налогообложения прибыли. Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-03-06/4/32650, от 27 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18915 , от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18, от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105.
Момент признания доходов
Если имеет место передача исключительных прав правоприобретателю и договор об отчуждении исключительного права подлежит государственной регистрации, доход от реализации учитывается в целях налогообложения на дату такой регистрации, а в иных случаях – в момент заключения договора (если стороны не договорятся об ином) (п. 3 ст. 271 , п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ, п. 4 ст. 1234 Гражданского кодекса РФ).
Признание затрат
По общему правилу выручку от продажи можно уменьшить на остаточную стоимость актива и иные расходы, связанные с продажей.
Но применительно к казенным учреждениям не все так просто.
Дело в том, что если имущество создано или приобретено за счет бюджетных средств, оно не подлежит амортизации. То есть в данном случае налоговые доходы нельзя уменьшить на сумму остаточной стоимости реализованного актива (основание – подп. 3 , 7 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ).
Также отметим, что, согласно нормам подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, лимиты бюджетных обязательств относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом учреждения, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Таким образом, расходы казенного учреждения по оценке нематериального актива, произведенные за счет средств целевого финансирования, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налог на добавленную стоимость надо начислять?
Следует учитывать, что, согласно нормам подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит обложению НДС продажа исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Поэтому счет-фактура в рассматриваемых случаях выставляется без выделения сумм НДС (об этом делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»). Основание – пункт 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
Если же по договору отчуждается исключительное право на другие результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации, учреждению придется уплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Обязанность налогоплательщика возникает на дату перехода исключительного права на объект интеллектуальной собственности от правообладателя к приобретателю: если договор подлежит государственной регистрации, то на дату такой регистрации, а в других случаях – в момент заключения договора (если стороны не договорятся об ином).
Таковы требования подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 1234 Гражданского кодекса РФ.
И.И. Есенина,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению, член Палаты налоговых консультантов
- Статьи по теме:
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Как экспортерам подтвердить нулевую ставку НДС в 2024 году
- Как быть с НДС при изменении условий аренды
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Форма УПД 2024: скачать бланк, образец заполнения