Общие правила уплаты налога
Казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительном документе (п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ определен перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. К ним относятся доходы в виде средств, полученных от оказания (выполнения) казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ). А также доходы от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Это определено подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Аналогично статьей 270 Налогового кодекса РФ определены расходы, которые не учитываются для целей исчисления налога на прибыль. К таковым пунктом 48.11 названной статьи отнесены расходы казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций. В том числе расходы, связанные с оказанием (выполнением) государственных (муниципальных) услуг (работ). Далее для удобства будем называть их государственными функциями и госуслугами.
Госуслуги налогом не облагаются
Позиция финансового ведомства. Как отмечает Минфин России, перечень госуслуг, выполняемых казенным учреждением в том числе за плату, должен быть предусмотрен в уставе учреждения. Однако не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (письмо от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760).
Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания.
При этом формирование госзадания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392).
Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2011 г. № 729-р утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.
Для определения госуслуги обратимся к статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно ему, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций такого органа. Она осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Так о каких же госуслугах идет речь? Ответ на этот вопрос чиновники Минфина России дали в письме от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Речь идет о госуслугах, иных государственных функциях, оказание которых непосредственно связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиями органов госвласти (госорганов) или органов местного самоуправления. По мнению чиновников, только к ним применимы положения вышеуказанных норм (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ). А вот при оказании казенным учреждением на договорной основе платных услуг, не отнесенных к госуслугам, доходы и расходы от оказания данных услуг учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделан в письме № 03-03-05/33760.
Мнение ФНС России. Налоговики в письме от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995@ пояснили следующее. Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках госзадания. Оказание платных услуг, не включенных в перечень услуг, должно быть напрямую связано с полномочиями (функциями) органов госвласти. Соответственно оно в этом случае может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. А доходы от их исполнения тоже не облагаются налогом на прибыль (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, к необлагаемым доходам казенного учреждения отнесены, например, доходы от оказания услуг по предоставлению на платной основе парковочных мест. Речь идет об услугах, предоставляемых на основании постановления Правительства Москвы от 5 октября 2012 г. № 543-ПП «О проведении пилотного проекта организации платных городских парковок в г. Москве». Согласно постановлению № 543-ПП, административными регламентами предусматривалось предоставление следующих госуслуг:
- «внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида и о продлении действия парковочного разрешения инвалида»;
- «внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения».
При этом плата за размещение транспортных средств подлежала зачислению в бюджет г. Москвы. Поэтому, хотя такие услуги не включены в перечень госуслуг, доходы от них чиновники ФНС отнесли к доходам от выполнения иных государственных функций, которые не облагаются налогом на прибыль.
Доходы, с которых надо платить налог
Не все виды деятельности казенного учреждения могут быть признаны государственными услугами. Поэтому некоторые виды доходов включаются в базу, с которой платят налог на прибыль в казенных учреждениях на общих основаниях.
Так, казенное учреждение может быть заказчиком по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта. В рамках данного договора учреждение может получить от исполнителя неустойку при нарушении им условий договора. Такая неустойка должна учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы на основании статьи 250 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325.
Расходы, понесенные в рамках приносящей доход деятельности, могут уменьшить базу по налогу на прибыль при их соответствии положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Это же касается, как отмечено в письме УФНС России по г. Москве от 13 августа 2012 г. № 16-15/073584@, видов деятельности, которые не обозначены в уставе казенного учреждения как основные. Например, это такие виды приносящей доход деятельности казенного учреждения, как:
- сдача в аренду имущества;
- реализация высвобождаемого имущества;
- другие аналогичные виды деятельности, предусмотренные уставом казенного учреждения.
Так, в письме № 03-03-06/4/35325 рассмотрен вопрос налогообложения компенсации сумм коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, полученной казенным учреждением. Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. А также внереализационные доходы, предусмотренные статьей 250 Налогового кодекса РФ. При этом исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса РФ.
Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, в статье 251 Налогового кодекса РФ не указаны. Поэтому они учитываются в составе внереализационных доходов на основании положений статьи 250 Налогового кодекса РФ.
Налоговая отчетность
Даже если у казенного учреждения отсутствует база по налогу на прибыль, данный факт не освобождает его от необходимости сдачи отчетности. Это объясняется тем, что учреждение как российская организация признается плательщиком данного налога (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ). А налогоплательщики по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в инспекцию налоговые декларации. Причем независимо от наличия у них обязанности по уплате налога (авансовых платежей по нему), а также особенностей исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ).
Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год, отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев. Если по итогам отчетного (налогового) периода у казенного учреждения не возникло обязательства по исчислению и уплате налога, оно сдает декларацию по упрощенной форме (титульный лист, листы 02 и 07, и приложение к декларации (при необходимости)).
- Статьи по теме:
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению
- Как заполнить форму 1-конъюнктура (опт) в статистику в 2024 году
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Форма ПМ-торг: инструкция по заполнению и сроки сдачи
- Отчет ПМ в статистику: образец заполнения, сроки сдачи в 2024 году
Темы: