Обязанность по уплате налога зависит от вида договора
Существуют разные способы предоставления в аренду государственного имущества. А значит, и вариантов оформления необходимого договора несколько. Например, государство и муниципальные образования здания чаще всего передают юридическим лицам (унитарным предприятиям) на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Те в свою очередь становятся балансодержателями и нередко сдают помещения в аренду коммерческим предприятиям.
Заключаем договор
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с предприятием может быть заключен один из трех видов договора аренды.
К первому из них относится соглашение, сторонами которого являются предприятие и муниципалитет в лице госоргана или органа местного самоуправления. Ко второму – вариант, когда к участникам первого договора присоединяется балансодержатель. А третий вид соглашения состоит в следующем. Предприятие напрямую заключает договор с государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Кто платит налог
Прежде всего определим случаи, когда предприятие становится налоговым агентом.
В данной ситуации важно знать, относится ли арендуемый актив к имуществу государственной казны. В таком случае он не должен быть закреплен за государственными предприятиями и учреждениями. Об этом сказано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ. НДС при аренде государственного имущества должен заплатить арендатор. Он признается налоговым агентом по НДС. Именно оно обязано исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму НДС. Основание – пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Если же арендуемое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за соответствующими организациями, арендатору (предприятию) НДС платить не нужно. Налог исчисляют лица, реализующие услуги по предоставлению актива в аренду. Это подтверждают и разъяснения Конституционного суда РФ в определении от 2 октября 2003 г. № 384-О.
Итак, если сторонами договора являются госорган (орган местного самоуправления) и предприятие, бухгалтер предприятия должен начислить НДС при аренде государственного имущества. Когда же к указанным лицам присоединяется балансодержатель, арендатор выступать в качестве налогового агента не должен. Так же, как и в случае заключения договора непосредственно с государственным и муниципальным унитарным предприятием.
Определяем налоговую базу и ставку
Когда органы государственной власти или местного самоуправления предоставляют в аренду имущество, налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Основание – пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. При этом налоговую базу следует определить по каждому арендованному объекту имущества.
Опасности, о которых арендатор должен знать
При возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их, даже если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии с положениями статьи 145 Налогового кодекса РФ или применяет «упрощенку». Основание – пункт 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Также необходимо помнить, что при аренде земельного участка у публичного собственника арендатор не должен начислять и уплачивать НДС. Ведь согласно статье 9 Конституции РФ, земля относится к природным ресурсам. А арендная плата за пользование ими не подлежит обложению НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Причем следует отметить, что сумма налога на добавленную стоимость удерживается из доходов, уплачиваемых арендодателю. Поэтому в данной ситуации используется расчетная ставка налога (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).
Уплаченный налог можно принять к вычету
Действительно, НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, агент вправе предъявить к вычету. Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий.
Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет. Таким образом, принять к вычету налог могут только арендаторы – плательщики налога на добавленную стоимость. Освобождение от такой обязанности, также как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.
Кроме того, у агента в наличии должен быть счет-фактура (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Однако органы государственной власти и местного самоуправления этого документа не выписывают. Как быть в этом случае? Предприятию-арендатору следует выписать счет-фактуру самостоятельно в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества». Его должны подписать руководитель предприятия и главный бухгалтер. Счет-фактуру заносят в книгу продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость. В книге покупок документ регистрируют только в части суммы платежа, которая подлежит включению в расходы в текущем отчетном периоде. И налог подлежит вычету в соответствующей доле (письмо УМНС России по г. Москве от 26 декабря 2003 г. № 24-11/72147).
Ответственность агента
Если налоговый агент по своей вине не перечислит налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (ст. 123 Налогового кодекса РФ). А вот за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, главным налоговым документом также предусмотрены санкции. Например, если агент не представит своевременно в налоговый орган декларацию, он заплатит штраф в размере 50 руб.
Если же агент откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 руб.
Темы: