Переоценка имущества будет учитываться при расчете прибыли
При переоценке предприятием основных средств в бухгалтерском учете их стоимость изменяется, а в налоговом нет. Минэкономразвития России предлагает изменить эту ситуацию. Об этом нам рассказал Евгений ПОЗДНЯКОВ, заместитель руководителя департамента финансов Минэкономразвития России.
– Сейчас организации должны считать амортизацию основных средств отдельно – для бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, в бухгалтерском учете есть переоценка, а в налоговом учете нет. Вы считаете, это правильно?
– Различия в начислении амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета объективно существуют, поскольку у них разные задачи. Вместе с тем у них должна быть общая база для расчета амортизации, в качестве которой до 2002 года были Единые нормы амортизационных отчислений (ЕНАО), а после – Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. По мнению Минэкономразвития России, расчет амортизационных отчислений, а также определение износа основных средств в бюджетной организации должны вестись на основе Классификации для всех основных средств, независимо от срока постановки их на учет.
Что касается разного отражения переоценки основных средств в налоговом и бухгалтерском учете, конечно, это неправильно.
– И что следует предпринять?
– Внести изменения в главу 25 Налогового кодекса РФ, которые четко определят порядок проведения переоценки основных средств для налоговых целей.
– Если рассуждать логически, то правила переоценки основных средств для налогового учета нужно было прописать в ней сразу. Почему же этого не произошло?
– Когда готовили к выходу в свет главу 25 Налогового кодекса РФ, было предложено сделать в ней пункт «Регламент переоценки основных средств для коммерческих организаций». Но глава Налогового кодекса – закон прямого действия, и перегружать его было нельзя.
– Наверняка проблемы возникнут, когда появится новая глава Налогового кодекса – «Налог на имущество организаций»...
– Именно. Для исчисления налога на имущество будет браться рыночная стоимость основных средств. А так как в данный момент в налоговом учете ваши основные средства никакой переоценке не подлежат – то их стоимость не совпадает с рыночной. При этом прибыль для налоговых целей будет считаться без учета переоценки основных средств и соответственно увеличенной амортизации, а налог на имущество – от рыночной стоимости. Это и есть несоответствие в законодательстве, которое необходимо урегулировать путем внесения поправок в главу 25 Налогового кодекса РФ.
– Когда возможно будет внести изменения в порядок переоценки основных средств для налогового учета в главу 25 Налогового кодекса РФ?
– Постараемся провести поправки к главе 25 Налогового кодекса РФ через Госдуму РФ в осеннюю сессию, чтобы они начали действовать с 2004 года. Не буду скрывать, пока есть проблемы, связанные с прохождением этого документа. С одной стороны, не все законодатели убеждены, что он нужен. С другой – он приведет к неизбежным потерям бюджета, который и так пострадал при снижении налоговой нагрузки, а тут еще предлагать переоценку основных средств. Скорее всего Минфин России без восторга отнесется к идее потерять еще часть денег.
– Считаете ли вы, что нужно изменить количество групп амортизируемого имущества?
– Да. Когда принимали главу 25 Налогового кодекса РФ, включили в нее 10 амортизационных групп основных средств (ст. 258 НК РФ). Сейчас это разделение морально устарело, и мы планируем внести в Госдуму РФ предложение увеличить их количество до 12.
– Какие добавятся?
– Десятая группа, объединяющая сейчас все средства «старше 30 лет», просто разобьется на 3: от 30 до 40 лет, от 40 до 60 и свыше 60. Это предложение прописано в проекте постановления Правительства РФ по определению износа основных средств в бюджетных организациях.
– Вы сказали, что, кроме поправок к главе 25 Налогового кодекса РФ, работаете над порядком внесения исправлений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы?
– Да, такая работа ведется. Различные организации и ведомства ежегодно инициируют внесение в Классификацию поправок. Необходимы также некоторые технические уточнения.
– И что же делать – идти на поводу у министерств и крупных организаций и вносить поправки отдельно для каждого?
– Нет, мы аккумулировали все предложения от организаций и при составлении документа учитывали мнения крупных ведомств и предприятий и их обоснованность. Новая Классификация взаимосвязана с ОКОФ (Общероссийским классификатором основных средств). Пока не внесены изменения в ОКОФ, нельзя изменить и более позднюю Классификацию. В новом документе мы предусмотрели порядок и прописали процедуру внесения изменений в Классификацию.
– И когда появится этот документ?
– Проект приказа подготовлен и согласовывается. По всей видимости, он появится уже в июле этого года.
– Кто может быть оценщиком при определении рыночной цены основных средств?
– Как правило, привлекаются лицензированные оценочные организации и индивидуальные оценщики. Кто не хочет привлекать оценщиков, может использовать коэффициенты Госкомстата России, которые разработаны для переоценки основных средств бюджетных организаций. Могут возникнуть проблемы с добросовестностью оценщиков – то есть рыночная цена может быть занижена. Но тогда в случае банкротства предприятия велик риск того, что оно уйдет с молотка за копейки.
– А если организация не боится банкротства?
– Переоценки с искажением действительной рыночной стоимости будут отслеживаться. Ведь цену можно в большинстве случаев проверить. Состав основных средств известен, да и рыночную стоимость машиностроительной и строительной продукции легко можно узнать у производителей. И Госкомстат России четко отслеживает, как она менялась.
– Минэкономразвития России уже выступило инициатором постановления правительства о переоценке основных средств бюджетных организаций...
– Да. Дело в том, что бюджетные организации зачастую сдавали помещения, занижая их оценку. Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2003 г. № 1611-Р был определен порядок переоценки основных средств бюджетников с учетом накопленной инфляции. Иными словами, если после последней переоценки инфляция составила свыше 33 процентов, бюджетная организация имеет право и обязана провести переоценку. Переоценка проводится по коэффициентам Госкомстата России без привлечения оценщиков.
Беседовала Лариса ГОРБУНОВА.
Фото Натальи Колесниковой.
- Статьи по теме:
- Что включают во внереализационные доходы по налогу на прибыль
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль: что это такое и как его получить
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации
Темы: