Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как убедить инспектора, что убыточность сделок – вынужденная мера

6 ноября 2008 9 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

В условиях снижения платежеспособного спроса продавцы вынуждены, чтобы получить хоть что-то, предоставлять большие скидки или сильно снижать цены.  При этом сделка, вполне возможно, окажется фактически убыточной. Чтобы избежать налоговых претензий, от финансовой службы потребуется убедительно обосновать неизбежную убыточность сделок.

Продажные цены меньше закупочных

Сам по себе факт реализации товара по цене ниже приобретения не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и отсутствии экономической выгоды от совершаемой сделки. Такой вывод содержится, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.06 № 13234/05. Вместе с тем такие сделки привлекут внимание налогового инспектора. Причем, если снижение цен произошло более чем на 20 процентов по сравнению с аналогичными сделками в пределах непродолжительного периода времени, налоговики вправе проверить соответствие фактических цен рыночным.

Чтобы развеять подозрения инспектора, придется подготовить обоснование. Низкая цена может обосновываться, к примеру, общим снижением рыночной цены на товар, низким спросом, просчетами в определении закупочной цены, которые привели к невозможности получить прибыль при последующей реализации товара. Все эти обстоятельства призваны подтвердить, что в сложившихся условиях продать, пусть даже в убыток, выгоднее, чем не продать вовсе. Каждый из перечисленных факторов может быть самостоятельным основанием, подтверждающим необходимость продажи в убыток. Но если они действуют одновременно, их убедительность многократно возрастает.

Названные обстоятельства подтверждают результатами исследования рынка. Это может быть специальный анализ, проведенный по заказу налогоплательщика третьим лицом или собственными силами. Результаты целесообразно оформить в виде отчета. На его основании составляется служебная записка или иной аналогичный по смыслу документ, где объясняется необходимость продажи со скидкой и в убыток. Объяснение стоит сопроводить расчетом, показывающим, что такая продажа позволит избежать еще больших убытков сейчас или в будущем. Решение о предоставлении скидки оформляется приказом руководителя.

Компания предоставляет ­беспрецедентные скидки

Многие компании сейчас предлагают большие скидки, к примеру, за досрочную оплату поставки. Подобные скидки не снижают цены и учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как скидки за выполнение определенных условий договора (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Они не являются частью цены, поэтому положения статьи 40 НК РФ о проверке цены на них не распространяются. В то же время они могут быть проверены на предмет обоснованности включения в состав расходов по правилам пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Надо сказать, что в целом требования к документальному обоснованию одинаковы для всех скидок, в том числе и беспрецедентных. Так, по факту соблюдения условий, к которым привязана скидка, целесообразно составить двусторонний акт с покупателем, фиксирующий выполнение положений договора. В акте стоит отразить, когда и какие именно условия выполнены, какими первичными документами (накладными и т. п.) это подтверждается, когда и в какой сумме будет предоставлена скидка.

В случае налоговой проверки акт позволит нагляднее обосновать экономическую целесообразность предоставления конкретных сумм скидок. В то же время в ситуации, когда скидка приводит к возникновению убытков, необходимы дополнительные основания, лежащие уже за рамками условий договора. В данном случае подойдут те же самые обоснования, что и в случае, когда снижаются цены.

Маркетинговая политика может навредить

Обычные (не «антикризисные») скидки являются частью маркетинговой политики. Поэтому условия, как правило, продавцы заранее закрепляют в соответствующих внутренних документах, а затем переносят в договор. Но снижение цен, которое фактически приводит к образованию убытка, является чрезвычайной, неординарной мерой. Фиксировать такие условия в маркетинговой политике нежелательно. Проверяющие могут это расценить как действия, направленные на преднамеренное создание условий, способствующих возникновению убытка.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка