Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Восстанавливать ли НДС по спецодежде

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Упрощенная система

13 января 2009 4 просмотра

Печатная версия
Электронная газета

Нина Карпова, главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Московской области.

Возврат на общий режим потребует восстановить бухучет

– Наша компания два года применяла упрощенную систему налогообложения. В декабре мы превысили предельный размер доходов и вернулись на общий режим налогообложения. Должны ли мы восстанавливать бухучет, чтобы сдать бухгалтерскую отчетность за год?

– Упрощенная система, ответы на вопросы. Да, конечно. При возврате с упрощенной системы на общий режим вашей компании придется восстановить все входящие остатки по счетам бухучета. Сделать это нужно будет на начало четвертого квартала, в котором вы утратили право на применение специального режима. Полностью восстанавливать учет за прошлые периоды не потребуется.

– А как нам определить «входное» сальдо по счетам?

– Для этого вам нужно будет провести инвентаризацию. Дебиторскую и кредиторскую задолженность помогут восстановить первичные документы. Причем не забудьте также утвердить учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета на 2008 год.

– С какого момента мы должны платить налоги по общему режиму?

– Ваша компания считается перешедшей на общий режим начиная с четвертого квартала. То есть с того квартала, в котором допущено превышение доходов. Это следует из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. При этом исчислить и заплатить налоги по общему режиму вам нужно в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций.

Неоплаченные покупки при переходе на общий режим можно учесть в затратах

– В 2008 году мы применяли упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». С 2009 года мы добровольно вернулись на общий режим. Базу по налогу на прибыль рассчитываем методом начисления. На начало года у нас на складе числятся непроданные товары, которые мы приобрели в период «упрощенки» и не оплатили, поэтому в расходах не учитывали. Можно ли списать их в налоговом учете по общему режиму?

– Да, такое право вам предоставляет подпункт 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса. В нем сказано, что стоимость товаров, приобретенных в период применения «упрощенки», а оплаченных полностью или частично уже после перехода на общий режим, признается в расходах по налогу на прибыль, если иное не предусмотрено главой 25 кодекса. Но сделать это можно только на дату реализации товаров. Основание – подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

– А как быть с вычетами по НДС?

– Если после перехода на общий режим вы будете использовать эти товары в деятельности, облагаемой НДС, то вправе предъявить суммы налога к вычету. Ведь в период применения упрощенной системы стоимость таких товаров и предъявленный по ним НДС вы в расходах не учитывали. Для вычета у вас должен быть правильно оформленный счет-фактура и товары приняты к учету. Это следует из пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса.

Для списания НДС в расходах счет-фактура обязателен

– Расходы в части НДС можно учесть при расчете упрощенного налога. Обязательно ли для этого иметь счет-фактуру?Можно ли обойтись платежными и сопроводительными документами, в которых налог выделен отдельно?

– Нет, основанием для включения НДС в состав расходов при применении упрощенной системы служат не только документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, но и счета-фактуры, которые были выставлены вам продавцами. Такой вывод следует из разъяснений специалистов Минфина России, данных в письме от 24.09.08 № 03-11-04/2/147.

– А если счета-фактуры у нас есть, но оформлены они с нарушениями установленного порядка?Например, неточно указан наш адрес или не расшифрован перечень оказанных услуг. Может ли это лишить нас права учесть затраты на НДС?

– Да, расходы в виде сумм НДС должны признаваться при упрощенной системе на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и счетов-фактур, оформленных с соблюдением правил по их заполнению.

По нашему мнению, неправильно оформленный счет-фактура или его отсутствие не препятствуют включению НДС в расходы при «упрощенке». Счет-фактура – обязательный документ для вычета НДС, но никак не для документального подтверждения обоснованности расходов. Поэтому компании, применяющие «упрощенку», вправе подтвердить расходы в виде уплаченного НДС первичными документами с выделенной суммой налога и платежкой на его перечисление продавцу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подтверждает это и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.10.06 № КА-А40/10577-06).

Расходы на вакцинацию при «упрощенке» не учитываются

– В декабре мы провели вакцинацию сотрудников от гриппа. Услуга была оказана специалистами медицинского центра. Можно ли учесть такие расходы при расчете упрощенного налога?

– Нет, эти расходы при упрощенной системе не учитываются.

– Даже несмотря на то, что такие расходы направлены на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения?Ведь статья 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ и постановление Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача РФ от 01.09.04 № 1 нас обязывают оплатить вакцинацию.

– Дело в том, что при упрощенной системе список расходов ограничен и расходы на вакцинацию сотрудников, в том числе от гриппа, в статье 346.16 Налогового кодекса не перечислены.

 Если компания заинтересована учесть подобные затраты, их проще включить в состав медицинской страховки сотрудников, стоимость которой можно учесть в расходах на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 16 ст. 255 НК РФ).

Учесть расходы на здание можно после его ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию

– Применяем упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Недавно купили для перепродажи офисное здание. Однако учредители передумали и решили провести его реконструкцию, а после использовать в производственной деятельности, в том числе сдавать в аренду. Когда мы можем списать в налоговом учете расходы на его приобретение?

– По основным средствам, приобретенным в период применения упрощенной системы, расходы на их покупку можно учесть с момента ввода офисного здания в эксплуатацию и при условии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности на этот объект недвижимости. Это следует из пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса.

– А как в этом случае учесть расходы на реконструкцию здания?

– Если реконструкцию вы сделаете до ввода объекта в эксплуатацию, то затраты на нее будут включаться в расходы на приобретение основного средства. Если после, то равномерно в течение года в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка