Возврат на общий режим потребует восстановить бухучет
– Наша компания два года применяла упрощенную систему налогообложения. В декабре мы превысили предельный размер доходов и вернулись на общий режим налогообложения. Должны ли мы восстанавливать бухучет, чтобы сдать бухгалтерскую отчетность за год?
– Упрощенная система, ответы на вопросы. Да, конечно. При возврате с упрощенной системы на общий режим вашей компании придется восстановить все входящие остатки по счетам бухучета. Сделать это нужно будет на начало четвертого квартала, в котором вы утратили право на применение специального режима. Полностью восстанавливать учет за прошлые периоды не потребуется.
– А как нам определить «входное» сальдо по счетам?
– Для этого вам нужно будет провести инвентаризацию. Дебиторскую и кредиторскую задолженность помогут восстановить первичные документы. Причем не забудьте также утвердить учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета на 2008 год.
– С какого момента мы должны платить налоги по общему режиму?
– Ваша компания считается перешедшей на общий режим начиная с четвертого квартала. То есть с того квартала, в котором допущено превышение доходов. Это следует из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. При этом исчислить и заплатить налоги по общему режиму вам нужно в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций.
Неоплаченные покупки при переходе на общий режим можно учесть в затратах
– В 2008 году мы применяли упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». С 2009 года мы добровольно вернулись на общий режим. Базу по налогу на прибыль рассчитываем методом начисления. На начало года у нас на складе числятся непроданные товары, которые мы приобрели в период «упрощенки» и не оплатили, поэтому в расходах не учитывали. Можно ли списать их в налоговом учете по общему режиму?
– Да, такое право вам предоставляет подпункт 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса. В нем сказано, что стоимость товаров, приобретенных в период применения «упрощенки», а оплаченных полностью или частично уже после перехода на общий режим, признается в расходах по налогу на прибыль, если иное не предусмотрено главой 25 кодекса. Но сделать это можно только на дату реализации товаров. Основание – подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.
– А как быть с вычетами по НДС?
– Если после перехода на общий режим вы будете использовать эти товары в деятельности, облагаемой НДС, то вправе предъявить суммы налога к вычету. Ведь в период применения упрощенной системы стоимость таких товаров и предъявленный по ним НДС вы в расходах не учитывали. Для вычета у вас должен быть правильно оформленный счет-фактура и товары приняты к учету. Это следует из пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса.
Для списания НДС в расходах счет-фактура обязателен
– Расходы в части НДС можно учесть при расчете упрощенного налога. Обязательно ли для этого иметь счет-фактуру?Можно ли обойтись платежными и сопроводительными документами, в которых налог выделен отдельно?
– Нет, основанием для включения НДС в состав расходов при применении упрощенной системы служат не только документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, но и счета-фактуры, которые были выставлены вам продавцами. Такой вывод следует из разъяснений специалистов Минфина России, данных в письме от 24.09.08 № 03-11-04/2/147.
– А если счета-фактуры у нас есть, но оформлены они с нарушениями установленного порядка?Например, неточно указан наш адрес или не расшифрован перечень оказанных услуг. Может ли это лишить нас права учесть затраты на НДС?
– Да, расходы в виде сумм НДС должны признаваться при упрощенной системе на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и счетов-фактур, оформленных с соблюдением правил по их заполнению.
По нашему мнению, неправильно оформленный счет-фактура или его отсутствие не препятствуют включению НДС в расходы при «упрощенке». Счет-фактура – обязательный документ для вычета НДС, но никак не для документального подтверждения обоснованности расходов. Поэтому компании, применяющие «упрощенку», вправе подтвердить расходы в виде уплаченного НДС первичными документами с выделенной суммой налога и платежкой на его перечисление продавцу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подтверждает это и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.10.06 № КА-А40/10577-06).
Расходы на вакцинацию при «упрощенке» не учитываются
– В декабре мы провели вакцинацию сотрудников от гриппа. Услуга была оказана специалистами медицинского центра. Можно ли учесть такие расходы при расчете упрощенного налога?
– Нет, эти расходы при упрощенной системе не учитываются.
– Даже несмотря на то, что такие расходы направлены на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения?Ведь статья 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ и постановление Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача РФ от 01.09.04 № 1 нас обязывают оплатить вакцинацию.
– Дело в том, что при упрощенной системе список расходов ограничен и расходы на вакцинацию сотрудников, в том числе от гриппа, в статье 346.16 Налогового кодекса не перечислены.
Если компания заинтересована учесть подобные затраты, их проще включить в состав медицинской страховки сотрудников, стоимость которой можно учесть в расходах на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 16 ст. 255 НК РФ).
Учесть расходы на здание можно после его ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию
– Применяем упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Недавно купили для перепродажи офисное здание. Однако учредители передумали и решили провести его реконструкцию, а после использовать в производственной деятельности, в том числе сдавать в аренду. Когда мы можем списать в налоговом учете расходы на его приобретение?
– По основным средствам, приобретенным в период применения упрощенной системы, расходы на их покупку можно учесть с момента ввода офисного здания в эксплуатацию и при условии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности на этот объект недвижимости. Это следует из пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса.
– А как в этом случае учесть расходы на реконструкцию здания?
– Если реконструкцию вы сделаете до ввода объекта в эксплуатацию, то затраты на нее будут включаться в расходы на приобретение основного средства. Если после, то равномерно в течение года в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Темы: