Федеральная служба по тарифам РФ выпустила письмо № 7-69 «О ценах на лекарственные средства для льготных категорий граждан», в котором разъяснила порядок ценообразования лекарственных средств, отпускаемых в рамках так называемой программы дополнительного лекарственного обеспечения. Этот порядок разъяснит Марат Игоревич МИЛУШИН, директор юридической компании «Юнико-94», к. ю. н.
Как формируется цена на лекарства для льготников
В рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения фармацевтические компании, специально уполномоченные на это Росздравнадзором, централизованно закупают лекарства у производителей и импортеров.
Эти компании и формируют цены на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатному рецепту льготным категориям граждан. Цены устанавливаются исходя из зарегистрированных Росздравнадзором цен производителей лекарственных средств.
Заметим, что приказ Росздравнадзора от 27 декабря 2004 г. № 702-Пр/04, на который как раз и ссылается письмо № 7-69, сейчас не применяется. Вместо него с 1 июня 2005 года действует приказ Росздравнадзора от 26 мая 2005 г. № 1136-Пр/05 «О государственной регистрации цен на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан»x.
Предельные торговые надбавки к этим ценам установлены приказом Росздравнадзора от 22 декабря 2004 г. № 660-Пр/04 «Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан».
Итак, цена на лекарственные средства формируется следующим образом:
Отметим, что цена реализации уже включает в себя комиссионное вознаграждение аптеки, которое она получает за реализацию лекарств.
Как происходит реализация лекарств льготникам
Пункт 3 письма № 7-69 закрепляет сложившуюся de facto практику взаимодействия оптовой и розничной сети на основе комиссионного договора, который уполномоченная фармацевтическая организация заключает с аптеками.
К сожалению, какими-либо иными федеральными нормативно-правовыми актами порядок взаимодействия уполномоченных поставщиков и аптек не установлен.
На практике, в связи с отсутствием у уполномоченного поставщика конкретных лекарственных средств, подлежащих отпуску по бесплатным рецептам, аптеки отпускают льготникам лекарства из собственного товарного запаса или закупают их под конкретные рецепты у других поставщиков.
Порядок оплаты таких лекарственных средств был установлен письмом Минздравсоцразвития России от 25 января 2005 г. № 26-МЗ как временный порядок, который действовал только до 1 марта 2005 года. По-видимому, как раз в связи с этим 5 марта 2005 года Федеральная служба по тарифам РФ и выпустила письмо № 7-69.
Так, из пункта 2 этого письма следует, что если аптека отпускает лекарственные средства, закупленные самостоятельно в связи с отсутствием федеральных поставок, то к возмещению из федерального бюджета должны предъявляться цены не выше зарегистрированных цен с учетом предельной торговой надбавки. Но сам порядок предъявления аптекой к оплате средств, затраченных на приобретение и отпуск самостоятельно закупленных лекарств, в законодательстве не определен. Ничего не сказано об этом и в письме № 7-69.
Например, непонятно, каким образом аптеке следует подтверждать факт отсутствия необходимых лекарственных средств у уполномоченного поставщика. Я бы советовал в такой ситуации прописывать механизм возмещения таких затрат в комиссионных договорах с уполномоченными поставщиками.
- Статьи по теме:
- Во сколько недель уходить в декретный отпуск в 2024 году
- Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2024 году: примеры, калькулятор
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению