До 5,6 миллиона возросла средняя «цена» выездной проверки
Финансовый кризис изменил налоговые проверки. В первом квартале этого года инспекции посетили на 13 процентов компаний меньше, чем в том же периоде прошлого года. Однако по-прежнему практически каждая выездная ревизия обязательно заканчивается недоимкой, пенями и штрафами. В прошлом году только в 0,5 процента случаев инспекторы уходили из компании ни с чем. Теперь этот показатель сошел практически на нет – до 0,1. Иначе говоря, в 99,9 процента случаев можно с уверенностью ожидать доначислений по итогам выездной проверки.
Между тем средняя «цена» таких ревизий выросла с 4 млн 835 тыс. рублей до 5 млн 610 тыс. рублей. Правда, только в 23 регионах эта «стоимость» выдерживается – в Ставропольском крае, Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирской, Ульяновской, Московской областях и др. Дело в том, что на этот показатель инспекторы выходят за счет проверок крупных налогоплательщиков. В большинстве же случае налоговики в среднем по региону довольствуются урожаем, менее разорительным для компании – порядка 2–3 млн рублей по каждой ревизии (см. таблицу на стр. 7). А то и меньше. Например, компаниям, работающим в Республике Ингушетия, в среднем начисляют всего 264,1 тыс. рублей, а в Карачаево-Черкесской Республике – 361 тыс. рублей. А вот в Магаданской области средняя «цена» выездной ревизии зашкаливает за 33,5 млн рублей. Очевидно, что в первом квартале там прошли проверки в больших компаниях.
5,6 процента «камералок» заканчивается доначислениями
В отличие от выездных в количестве «камералок», несмотря на кризис и ожидаемое сокращение количества отчитывающихся компаний, наблюдается рост. В целом по стране из года в год их число увеличивается. Но если в прошлом году доначисления по сравнению с 2007 годом снизились более чем в два раза, то с текущего года мы снова видим хоть и не серьезное, но увеличение. В первом квартале результативная камеральная проверка обходилась компании в среднем в 43 тыс. рублей против прошлогодних 39. Правда, тут надо подчеркнуть, что по результативности в плане доначислений «камералки» и близко не стоят рядом с выездными ревизиями. В среднем по стране доначислениями заканчивается только 5,6 процента камеральных проверок.
Правда, есть регионы, где количество камеральных ревизий, наоборот, сократилось. Инспекторы из этих областей утверждают, что причина – в приоритете качества над количеством. Мол, камералить стараются только те декларации, по которым реально что-то найти. Может быть, действительно из-за этого в таких регионах результативность «камералки» выше средней (Ленинградская, Липецкая области, Чукотский автономный округ и др.).
132 тысячи к доплате приходится в среднем на одну «уточненку»
Судя по отчету, так называемая аналитическая работа инспекторов – налоговые комиссии и «разъяснительная работа» – теряют свою былую эффективность. В этом же году налоговики убедили доплатить бюджету только 29 процентов компаний и получили уточненных деклараций всего в 1,3 раза больше, чем в первом квартале 2008 года. Для сравнения: в первом квартале прошлого года по итогам таких мероприятий «добровольных» уточненных деклараций к доплате было в пять раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
По словам самих же налоговиков, компании не спешат являться с повинной и уточнять обязательства по сомнительным операциям (согласно так называемому 12-му критерию). Тем не менее большая часть деклараций увеличивает налоговые обязательства. А средняя сумма доплаты в расчете на одну «уточненку» составляет 132 тыс. рублей.
Темы: