Вопрос, облагается ли безвозмездная раздача товаров в рекламных целях НДС, не дает покоя многим бухгалтерам. Ситуация прояснилась в связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ с 2006 года.
В 2005 году чиновники настаивают на уплате НДС
Финансовые органы и налоговая служба не раз разъясняли, что стоимость бесплатно розданных товаров облагается налогом на добавленную стоимость.
При этом они обращали внимание на подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией, а следовательно, является объектом налогообложения НДС.
В своем письме на эту тему от 28 марта 2005 г. № 03-06-11/66 Минфин России еще раз подтвердил свою позицию: бесплатная раздача товаров, сувениров, образцов продукции облагается НДС.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
При этом чиновники согласны с тем, что расходы на приобретение (изготовление) сувенирной продукции, раздаваемой бесплатно в рамках рекламных акций, могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом такие затраты для целей налогообложения рассматриваются в качестве иных расходов на рекламу (четвертый абзац п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ) и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Фирмы не хотят платить НДС и идут в суд
Однако многие организации не согласны с такой постановкой вопроса. Они аргументируют это так: в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что надо платить НДС при безвозмездной передаче в рекламных целях.
В ряде случаев фирмам удавалось отстоять свою позицию в арбитражных судах (см. постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03П). Правда, это касалось ситуации, когда подарки покупателям выдавались в придачу к купленному товару. Логика судей такова: стоимость таких сувениров уже включена в отпускную цену проданных товаров, а значит, отдельного объекта налогообложения при их раздаче не возникает.
Что изменится в 2006 году
С 1 января 2006 года пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ действует в новой редакции. В него добавлен подпункт 25, в котором определено, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) не облагается НДС. Но только в том случае, если расходы на приобретение (создание) единицы этих товаров (работ, услуг) не превышают 100 руб.
Следует отметить, что эта норма относится к большей части товаров, распространяемых бесплатно. Трудно представить себе ситуацию, чтобы безвозмездно распространялись дорогостоящие товары неопределенному кругу лиц.
Главное – не забыть подтвердить то, что себестоимость единицы товара не превышает 100 руб. Сделать это можно, приложив специальный расчет к приказу о проведении рекламной кампании.
Используя товары для операции, не подлежащей обложению НДС, магазин в соответствии со статьей 170 Налогового кодекса РФ обязан восстановить принятый ранее к вычету налог и учесть его в стоимости передаваемых товаров.
Когда же речь пойдет о раздаче в рамках рекламных акций дорогостоящих изделий, то уплаты НДС с их стоимости в 2006 году избежать уже не удастся.
- Статьи по теме:
- Во сколько недель уходить в декретный отпуск в 2024 году
- Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2024 году: примеры, калькулятор
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению