В прошлом году сначала ФНС, а затем и Минфин разрешили учитывать командировочные без оформления приказа и служебного задания (письма ФНС России от 18.08.09 № 3-2-06/90, Минфина России от 14.09.09 № 03-03-05/169). Теперь для подтверждения таких затрат достаточно командировочного удостоверения, авансового отчета и первичных документов, подтверждающих размер расходов. А приказ и служебное задание необходимы, только если об этом сказано во внутреннем документе компании.
Минфин всегда считал, что стоимость форменной одежды можно учесть в составе расходов на оплату труда только при условии, что она передается сотрудникам в собственность (письмо от 16.12.08 № 03-03-06/2/169). Но с прошлого года финансовое ведомство изменило свою позицию, и теперь оно допускает альтернативное списание: как материальные расходы, если форма выдана на время, или как расходы на оплату труда при ее передаче в собственность (письмо от 09.02.09 № 03-03-06/1/43).
ФНС согласилась с Минфином в том, что работодатели вправе учесть суточные, выплаченные сотрудникам, без чеков и квитанций, подтверждающих расходы (письмо от 03.12.09 № 3-2-09/362). Минфин этой точки зрения придерживался уже давно (письмо от 22.03.06 № 03-03-04/1/271), а вот налоговики до декабря прошлого года были против. Новую позицию обосновали тем, что суточные положены за каждый день командировки или нахождения в пути, а значит, от фактических затрат они не зависят.
Еще в 2008 году чиновники из Минфина утверждали, что затраты на ремонт основных средств, арендованных у физических лиц, компания в расходах учесть не может (письмо от 12.08.08 № 03-03-06/1/462). Однако в прошлом году они выпустили противоположные разъяснения. В письме от 07.06.09 № 03-03-06/2/131 финансовое ведомство разрешило списывать расходы на ремонт активов, арендованных у «физика», как прочие в том налоговом периоде, в котором они возникли.
Финансовое ведомство много лет не разрешало компаниям списывать в расходы издержки на деловые переговоры с гражданами (письмо от 24.11.05 № 03-03-04/2/119). Дело в том, что в отличие от затрат на приемы представителей организаций в Налоговом кодексе они прямо не поименованы. Однако в прошлом году Минфин решил не толковать закон буквально и разъяснил, что расходы на прием клиентов – физических лиц тоже уменьшают налоговую базу по прибыли (письмо от 27.03.09 № 03-03-06/2/64).
Раньше Минфин был не против учета расходов на «коммуналку» по имуществу, переведенному на консервацию (письмо от 20.07.07 № 03-03-06/1/507). В прошлом году список разрешенных расходов пополнился затратами на охрану и освещение законсервированных объектов, в том числе недостроенных (письмо от 18.03.09 № 03-03-06/1/164). Эти расходы хоть прямо и не направлены на получение дохода, но позволяют сберечь имущество, которое может такой доход принести.
Компании вправе списать расходы на аудит, только если он предусмотрен законом. Формально получается, что стоимость аудита по МСФО налоговую базу не уменьшает. Однако в прошлом году Минфин разрешил списывать подобные затраты при условии их обоснованности. Но не в составе расходов на аудит, а как прочие (письмо от 13.03.09 № 03-03-06/1/137). Чиновники решили, что раз перечень учитываемых затрат открытый, то компании вправе признать и стоимость аудита, проведенного по международным стандартам.
Темы: