Яблоко раздора: хранить документы, подтверждающие убыток, надо, пока компания его списывает. Не ясно, относится ли это требование к декларациям (п. 4 ст. 283 НК РФ)
Почему это важно: при отсутствии декларации налоговики могут решить, что убытки не подтверждены, и пересчитать налог
В Налоговом кодексе нет четких требований к перечню документов, которые компании необходимо хранить, чтобы подтвердить реальность и размер убытков прошлых лет. Значит ли это, что, если конкретного перечня нет, речь идет только о первичных учетных документах и хранить вместе с ними еще и декларации нет никакой необходимости? Об этом спорили участники форума на сайте . К единому мнению так и не пришли.
Хранить надо все, включая декларации
Некоторые из коллег убеждены, что, раз четкого перечня таких подтверждающих убытки документов нет, инспекторы могут запросить любые бумаги. А значит, хранить надо все. В том числе и копии деклараций по налогу на прибыль, в которых этот убыток был заявлен, с отметкой об их приеме инспекцией. На практике инспекторы сначала обычно проверяют, был ли у компании убыток в декларациях, сданных в инспекцию. Но долго декларации инспекторы не хранят, разве что в архиве, поэтому наверняка потребуют их у компании. И если она их не представит, то могут снять расходы и оштрафовать.
Декларации не нужны, достаточно «первички»
Другие участники обсуждения посчитали, что декларация сама по себе объем понесенных убытков никак подтвердить не может, поэтому хранить ее в течение всего срока списания не требуется. Это ведь не первичный учетный документ, в отчете компания лишь декларирует сумму полученного убытка. Документально же подтвердить его сумму и момент возникновения можно только первичными учетными документами. Следовательно, снимать расходы на том лишь основании, что деклараций нет, инспекторы не вправе (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Декларацию может заменить налоговый регистр
По мнению некоторых коллег, можно не хранить декларации по налогу на прибыль. Но тогда, чтобы подтвердить размер убытков, необходимы налоговые регистры, которые компания разрабатывает самостоятельно для учета доходов и расходов. Ведь компания именно на их основе обобщала информацию из первичных документов, чтобы потом составить отчетность (ст. 313 НК РФ).
Безопаснее хранить декларацию
Мы считаем, что декларация для подтверждения убытков не обязательна. Главное – сохранить первичные документы по расходам и доходам за убыточный период. Еще можно составить документы, подтверждающие причины возникновения убытка и его сумму. Например, аналитическую записку или бухгалтерскую справку.
Между тем налоговую отчетность по возможности стоит сберечь. Убыток компания может списывать много лет. И если за это время потеряется «первичка», то подтвердить сумму убытка получится лишь декларацией и данными налогового и бухгалтерского учета. Судьи принимают решения в пользу компаний, если ранее налоговая уже проверила сданную декларацию и подтвердила заявленный в ней убыток (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.09.09 № А56-28506/2008).
с пояснениями причин убытков в декларации есть на сайте в разделе «Ваш налоговый секретарь».
Темы: