Столичные налоговики стали нестандартно подходить к доказыванию способов минимизации налогов. Они используют технические новинки и интернет-сайты компаний, пытаясь установить занижение отчислений в бюджет. Это показал внутренний обзор московского УФНС за третий квартал 2010 года, который изучила «УНП». К сожалению, в обзоре ничего не сказано о том, удалось ли компаниям обжаловать выводы проверяющих.
Инспекторы доначислили налоги с аренды
На выездной проверке компании инспекторы не нашли серьезных нарушений, пока не посетили интернет-сайт организации. По информации этого сайта, торговый центр, который, согласно первичным документам, был еще не достроен, уже три года как введен в эксплуатацию и вовсю функционирует. Но выручку от аренды компания в учете не показывает.
Для подтверждения факта аренды налоговики получили сведения о кассовых аппаратах, зарегистрированных по адресу торгового центра. Оказалось, что инспекция по местонахождению центра располагает копиями договоров аренды, заключенных проверяемым налогоплательщиком с тремя компаниями. Кроме того, инспекторы заручились свидетельскими показаниями охранников, которые также заявили, что центр работает.
В результате налоговики пришли к выводу, что проверяемая компания не вела учет доходов, полученных от аренды, с целью неуплаты налога на прибыль и НДС. Также владельцу торгового центра инспекторы доначислили налог на имущество на том основании, что компания искусственно затягивала ввод объекта в эксплуатацию.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». В обзоре инспекторы умалчивают, как им удалось определить размер выручки от аренды, на которую начислены налоги. Ведь они не нашли свидетельств получения денег – согласно банковским выпискам, арендаторы ничего не перечисляли арендодателю. А произвольные доначисления неправомерны.
Инспекторы сняли расходы на рекламу в интернете
Налоговиков в ходе проверки заинтересовали расходы компании на оплату услуг рекламных агентств, за размещение рекламы на таких известных компьютерных сайтах, как ixbt . ru, pcweek . ru и overclockers . ru.
Налоговики сразу установили, что рекламные «агентства» обладали признаками однодневок – были зарегистрированы на утерянные паспорта и не отражали в отчетности сумм, проходивших по расчетному счету. Кроме того, запросив несколько независимых рекламных агентств, налоговикам удалось выяснить, что стоимость рекламных баннеров, уплаченная проверяемой компанией, почти в восемь раз превышает средние рыночные цены на подобные услуги.
Однако лишь по этим основаниям инспекторы не стали снимать расходы и вычеты по НДС, как, возможно, сделали бы еще несколько лет назад. Инспекторы направили запросы владельцам тех сайтов, на страницах которых, согласно актам выполненных работ, были размещены рекламные баннеры проверяемого налогоплательщика. Оказалось, что эти рекламные «агентства» никогда не обращались к администрации сайтов, чтобы разместить рекламу.
Тогда налоговики обратились к компьютерным специалистам за экспертизой прилагавшихся к актам выполненных работ распечаток страниц сайтов с рекламными баннерами. В результате выяснилось, что данные распечатки – фальшивка, изготовленная при помощи графических редакторов на компьютере.
Все эти аргументы позволили налоговикам сделать вывод о наличии схемы, направленной на неуплату налога на прибыль и незаконное возмещение НДС.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Мы считаем, что собранных доказательств недостаточно для того, чтобы снять расходы. Налоговики не доказали согласованность действий проверяемой компании и рекламщиков-однодневок. Также не доказано, что обналиченные денежные средства поступали в распоряжение именно проверяемого налогоплательщика.
Инспекторы по-прежнему спорят по премиям к праздникам
В ходе одной из проверок налоговикам удалось выяснить, что нефтяники получили премию к Дню нефтяника. И компания учла данные премии в расходах. А это, по мнению инспекции, схема уклонения от уплаты налога на прибыль.
Инспекторы сочли, что премия к Дню нефтяника не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. Ведь эта выплата приурочена к праздничной дате и не обусловлена результатами производственной деятельности того или иного работника. В итоге инспекция доначислила налог на прибыль.
Мы считаем, что премии к праздничным датам можно отнести на расходы. Правда, при условии, что компания зафиксирует поощрения в положении о премировании и будет выплачивать их за результаты труда. Споры с инспекторами не исключены и в этом случае, но зато есть шанс отстоять затраты в суде (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.09 № КА-А40/12738-09).
Темы: