Компании не обязаны вести налоговые регистры по командировочным
– Налог на прибыль. Инспекторы во время выездной проверки потребовали у нас налоговый регистр по учету командировочных расходов. Никогда не слышала о таком документе, но они утверждают, что это обязательный регистр налогового учета. Мы ведем учет в программе, и там такого документа нет. Обязаны ли мы его вести?
– Нет, не обязаны. Инспекторы не вправе устанавливать для компаний обязательные формы регистров налогового учета. Это запрещено статьей 313 НК РФ.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Компании вправе сами разработать любые регистры налогового учета, утвердив перечень в учетной политике. Вести можно на бумаге, в электронном виде или на любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ). Хотя проверяющие примут только бумажные экземпляры. Но требовать у компании не предусмотренные учетной политикой регистры налоговики не имеют права. Эту позицию нам подтвердили в ФНС России.
– У нас еще один вопрос по подотчетным средствам. Мы перечисляем их на зарплатные карты. Банк ввел за это комиссию 1,5 процента и снимает ее с карты работника. Можно ли сумму такой комиссии включить в расходы по налогу на прибыль?
– А для чего предназначены подотчетные деньги?
– Это хозяйственные или представительские расходы.
– Тогда такую комиссию нельзя учесть по налогу на прибыль. Ведь законодательство не предусматривает выдачу таких подотчетных сумм в безналичной форме. Это можно сделать только наличными из кассы компании (письмо Банка России от 18.12.06 № 36-3/2408. – Примеч. ред.).
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Проверяющие могут посчитать, что перечисленные на личную банковскую карточку работника средства составляют его доход, и потребуют доплаты НДФЛ и страховых взносов. Суд скорее всего отменит такие доначисления, поскольку из внутренних документов компании видно, что она выдает деньги под отчет (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.08 № А52-174/2007). Вовсе избежать претензий со стороны налоговой можно, выдав подотчетные средства на корпоративную расчетную карту (п. 2.5 Положения, утв. ЦБ РФ 24.12.04 № 266-П). Деньги на этой карте принадлежат не сотруднику, а компании. При этом порядок получения подотчетных сумм утверждает своим приказом руководитель.
Порядок учета транспортных затрат определяют в учетной политике
– Закупили партию товаров. Документы и сам товар получили в декабре прошлого года. А вот бумаги на услуги по доставке пришли только в феврале этого года. В стоимость товара мы транспортные услуги не включали. Можно ли их стоимость списать сейчас отдельно?
– Да, расходы по доставке покупных товаров компания вправе учитывать отдельно от их стоимости согласно статье 320 НК РФ.
– Как нам в таком случае учитывать эти расходы?
– Такие расходы будут прямыми.Их учитывают по мере реализации товаров в порядке, установленном статьей 320 НК РФ.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Компании вправе сами определить список прямых и косвенных расходов (ст. 318 НК РФ). Инспекторы на местах иногда считают, что большинство расходов надо относить к прямым. Судьи иногда с этим соглашаются (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.02.10 № Ф09-799/10-С3). А вот практики в пользу компаний нет. Поэтому сейчас стоит занимать и не расширять список косвенных затрат.
– Нужно ли это прописывать в учетной политике?
– Да, порядок списания таких расходов закрепляют в учетной политике и применяют не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ. – Примеч. ред.).
Прошлогодний убыток не может превышать текущую прибыль
– Уменьшили прибыль за девять месяцев на убыток прошлых лет в размере 200 тыс. рублей. Прибыль по итогам года получилась всего 150 тыс. рублей. Можно ли в таком случае не доплачивать налог за год?
– Нет, нельзя. Общая сумма переносимого убытка, согласно статье 283 НК РФ, не может превышать сумму прибыли за налоговый период. В связи с этим в годовой декларации вы можете перенести только 150 тыс. рублей.
– Надо ли подать «уточненку» и доплатить налог за девять месяцев?
– На мой взгляд, нет. Ведь сумма убытка в размере 200 тыс. рублей по итогам девяти месяцев была перенесена правомерно.
Премия за объем поставки ограничена размером
– Наша компания реализует продовольственные товары через торговые сети. В договор поставки мы хотим включить условие о выплате покупателю премии за большой объем закупки. Вправе ли мы учесть ее в расходах по налогу на прибыль?
– Такую премию можно включить в расходы (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. – Примеч. ред.). Но все зависит от размера вознаграждения. Какую премию вы хотите установить в договоре?
– 12 процентов.
– В этом случае размер вознаграждения необходимо уменьшить. Его сумма не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров (п. 4 ст. 9 Федерального закона . – Примеч. ред.).
– А если мы дадим покупателю еще и премию за быструю оплату товара в размере 2 процентов, можно ли ее будет списать на расходы?
– Нет, такую премию нельзя учесть в расходах. Ведь нужны подтверждающие документы (письмо Минфина России . – Примеч. ред.). А при продаже продовольственных товаров покупателю можно предусмотреть вознаграждение только за объем поставки (п. 6 ст. 9 закона № 381-ФЗ. – Примеч. ред.). Поэтому, если прописать в договоре премию за своевременную оплату, то он будет признан ничтожным по статье 168 ГК РФ и ваши расходы не будут подтверждены документально.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Мы считаем, что компании вправе учитывать и другие премии, если они закреплены в отдельном соглашении между поставщиком и покупателем. Ведь Налоговый кодекс не ставит учет расходов в зависимость от соблюдения норм иных отраслей права. Однако право на учет дополнительных расходов потребуется защищать в суде. А судебная практика по таким спорам пока не сложилась.
Вопрос от редакции «УНП»
– Налоговый кодекс предусматривает разные способы определения даты внереализационных и прочих расходов. Одни компании учитывают их по дате предъявления документов. Другим удобно ставить их на последнее число налогового периода. Эти варианты прямо перечислены в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Но в письме Минфина России сказано, что если компания получила первичные документы в следующем налоговом периоде, то расходы надо учесть задним числом. Например, если документы выписаны в марте, а поступят в компанию только в мае, необходимо исправить отчетность за первый квартал. Чем объясняется такая позиция министерства?
– По общему принципу при методе начисления расходы признают в том периоде, к которому они относятся. Основание – пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса. А в пункте 7 той же статьи только уточняется дата осуществления таких расходов. Таким образом, если акт на выполненные работы датирован одним отчетным периодом, а получен в следующем, то данные расходы учитывают на дату выставления документа.
– А можно ли учесть эти расходы в текущем отчетном периоде согласно статье 54 НК РФ? Ведь фактически компания переплатила налог.
– Да, компания вправе учесть эти расходы в текущем периоде, но только уже как исправление прошлой ошибки. Для этого необходимо составить бухгалтерскую справку.
Темы: