Налоговики Северной столицы разошлись во мнении, по каким операциям у компании должна быть новая транспортная накладная, чтобы подтвердить расходы и вычеты. Мы выяснили это, опросив все инспекции Петербурга.
КСТАТИ. С 25 июля 2011 года введена новая форма транспортной накладной, однако товарно-транспортную накладную по форме 1-Т и товарную накладную ТОРГ-12 она не заменила. Все три документа продолжают действовать. Такие разъяснения содержатся в письме Минтранса России от 20.07.11 № 03-01/08-1980ис. Но когда какую накладную оформлять, зависит от того, кто перевозит груз. Если груз перевозит сторонний перевозчик, потребуются новая накладная и ТОРГ-12. Если поставщик или покупатель – новая накладная не нужна.
Потребуют новую накладную
Большинство налоговиков уверены, что по любой поставке надо оформить транспортную накладную по новой форме и ТОРГ-12. Наличие старой товарно-транспортной накладной не обязательно. Такой позиции придерживаются в инспекциях № 9, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 26.
Здесь также добавили, что компаниям, нанимающим грузоперевозчика, стоит прописать в договоре условие об оформлении новой транспортной накладной и формы ТОРГ-12. «Данные о стоимости товара в новую форму писать негде, специальной графы для этого просто нет. Поэтому для подтверждения того, какие именно товары приобрела и доставляла компания, необходимо оформить еще накладную ТОРГ-12», – справедливо заметили налоговики.
Если компания уже заключила договор без такого условия, то безопаснее контракт переоформить или заключить дополнительное соглашение к нему.
Рекомендуют заполнить обе накладные
Другие инспекторы считают, что после 25 июля 2011 года компаниям стоит оформлять сразу три документа, обе формы транспортных накладных и ТОРГ-12. Такой позиции придерживаются в межрайонных инспекциях № 5, 19, 22, 24. «Это на пользу самой компании, если она хочет максимально защититься от претензий к расходам и вычетам», – подсказали в одной из инспекций.
В инспекциях предупредили, что ревизоры на проверке обязательно запросят еще и путевой лист, чтобы убедиться в обоснованности расходов. По словам инспекторов, на практике компании часто забывали просить у перевозчиков путевые листы. «В путевом листе есть отметки об отправлении товара, а также его доставке до места назначения. С транспортной накладной, снабженной путевым листом, претензии ревизоров полностью исключены. Поэтому такой документ необходим», – отметили инспекторы.
Разрешают обойтись без новой накладной
Вычеты НДС напрямую не зависят от оформления транспортных документов на перевозку груза, – считают в инспекциях № 6, 14, 25, 27. Поэтому не важно, какую накладную компания составит – по старой форме или новой, главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты. В частности, номера транспортных средств, даты приема и передачи груза, название транспортировщика и т. д. «Если мы не увидим ошибок в реквизитах, никаких претензий предъявлять не станем», – отметили инспекторы.
В 25-й налоговой коллег поддерживают и добавляют: «Не важно, что приняли новую форму, старую же никто не отменил. Поэтому компания вправе заполнить любой документ, из-за этого мы не будем снимать налогоплательщику вычеты и расходы».
Не разобрались еще в новых правилах специалисты ИФНС № 3, 4, 7, 8, 10 и 11, поэтому просят направить в налоговую письменный запрос. Ответить компании инспекторы обещают в течение 30 календарных дней. И только во 2-й налоговой одназначно заявили: «Такие документы нас не интересуют, поэтому как хотите, так их и оформляйте».
Темы: