«…Налоговики на выездной проверке запросили документы на перевозку товара. У нас поставки идут по нескольку раз в день. Продавец загружает товар в свою «Газель» небольшими партиями. Но чтобы не оформлять кучу товарно-транспортных накладных, выписывает одну на все рейсы за день. Но инспекторы сняли расходы. Они стали нам доказывать, что столько груза, как в одной накладной, не могло уместиться в машину. Грузоподъемность «Газели» всего 2 тонны, а по накладной выходит, что мы возили от 5 до 10 тонн. Как мы их не переубеждали, не смогли разъяснить, что водитель ездил несколько раз. Вывод такой: документы недостоверны, сделка фиктивна. Есть ли шанс их переубедить?..»
Ваши инспекторы выполняют установку ФНС: все документы сопоставлять с реальностью. Это касается не только машин, но и площади складов, наличия персонала и т. д. Как только налоговики видят, что цифры на бумаге противоречат реальным фактам, сразу признают операции фиктивными. Но у вас все же есть способ защитить расходы.
Налоговики: расходы не подтверждены
Екатерина Воробцева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, считает, что претензии проверяющих обоснованны:
– Такой вариант, что товар отгружен по одной накладной, но в несколько заездов, допустим. Об этом сказано в Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83. Но при этом надо записать общее количество выполненных поездок. Если записей нет, получается, что вес товара превышает грузоподъемность автомобиля. А значит, инспекторы вправе снять расходы на перевозку. Так что проверяющие совершенно правы.
Независимые эксперты: исправить «первичку» и собрать доказательства
Мария Волкова, руководитель корпоративной практики Московского адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры», считает, что снять расходы налоговики не вправе:
– Самый простой вариант, на мой взгляд, внести исправления в «первичку» о количестве и времени поездок. Это можно сделать непосредственно во время проверки, а потом представить вместе с возражениями на акт. Кроме того, компания может доработать унифицированную форму товарно-транспортной накладной и учесть несколько перевозок одним документом.
Екатерина Пелевина, эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH, уверена, что инспекцию можно переубедить:
– В ТТН надо записать количество рейсов. Между тем несоблюдение формального требования не означает отказа в признании затрат. Во внимание при оценке реальности сделки надо принимать и другие доказательства. К примеру, показания свидетелей – водителей и кладовщиков, факт использования товара в производстве или его дальнейшую реализацию. Кроме того, маршрут движения транспорта отражен в путевых листах. Обычно их оформляют на каждый день использования автомобиля. Эти документы можно запросить у перевозчика. Если там нет сведений о количестве выездов, то договориться с ним о внесении корректив.
Наше мнение: скорректировать накладные
Чтобы избежать доначислений, стоит как можно быстрее скорректировать все накладные и внести данные о количестве рейсов. Будет не лишним подтвердить реальность перевозки иными документами. В частности, журналом въезда-выезда транспортных средств, пропусками на въезд транспорта на территорию компании. Сделать пометки на накладных. Еще можно взять объяснения с водителя или письмо от поставщика, где он опишет порядок доставки. Эти документы помогут защитить позицию компании.
А вот ссылаться исключительно на то, что оформлена одна накладная на несколько поездок, слишком рискованно. За последнее время судьи рассмотрели несколько подобных споров и признали правоту инспекторов (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 05.09.11 № А32-6422/2010, Восточно-Сибирского округа от 15.06.11 № А33-12076/2010).
Темы: