Начисление амортизации основных средств в 2016 году в бухгалтерском и налоговом учете происходит с разных объектов. Как отражать возникающие в связи с эти разницы между бухучетом и налоговым учетом?
Начисление амортизации основных средств в 2016 году в налоговом учете
В 2016 году амортизируемым имуществом в налоговом учете признают объекты, которые стоят дороже 100 000 руб. (в 2015 году — 40 000 руб.) и имеют срок полезного использования больше года (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).
Лимит в 100 000 руб. касается основных средств и нематериальных активов, введенных в эксплуатацию в 2016 году. Активы дешевле 100 000 руб. в 2016 году амортизировать не надо. Затраты на их приобретение можно списать сразу или постепенно. Все зависит от выбранного способа в учетной политике.
О методах начисления амортизации читайте статью «Амортизация основных средств».
Начисление амортизации основных средств в 2016 году в бухучете
В бухучете лимит основных средств остался 40 000 руб. Из-за этого по новым объектам стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. возникают разницы. Их отражают на специальных счетах.
Пример
Компания в марте 2016 года приобрела и ввела в эксплуатацию ксерокс стоимостью 54 280 руб., в том числе НДС — 8280 руб. Срок полезного использования — 37 месяцев.
В этом же месяце бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
— 46 000 руб. (54 280 – 8280) — приобрели объект основных средств;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 8280 руб. — учли входной НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— 46 000 руб. — учли объект в составе основных средств;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 8280 руб. —приняли к вычету НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 54 280 руб. — перечислили оплату поставщику.
В налоговом учете бухгалтер в марте включил в расходы всю стоимость ксерокса — 46 000 руб. А в бухучете будет списывать ее постепенно, через амортизацию. И не с марта, а с апреля — месяца, следующего за вводом в эксплуатацию. В такой ситуации в бухучете возникает отложенное налоговое обязательство (п. 12, 15 ПБУ 18/02).
Поэтому в марте надо сделать еще одну проводку:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
— 9200 руб. (46 000 руб. × 20%) — отразили отложенное налоговое обязательство.
Начиная с апреля компания станет ежемесячно начислять амортизацию и списывать часть отложенного налогового обязательства:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
— 1243,24 руб. (46 000 руб. : 37 мес.) — начислили амортизацию;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 248,65 руб. (1243,24 руб. × 20%)— уменьшили отложенное налоговое обязательство.
Как упростить начисление амортизации основных средств в 2016 году
Можно избежать разниц, если в налоговой учетной политике предусмотреть особое условие для имущества стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. и сроком полезного использования более года (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). А именно, что такие активы компания списывает равномерно в течение срока полезного использования с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Тогда в налоговом и бухгалтерском учете вы будете включать в расходы одну и ту же сумму.
Малые компании, которые не подпадают под обязательный аудит, и вовсе вправе не применять ПБУ 18/02.
Темы: