Какие методические рекомендации (нормы расхода топлива) смотреть в 2016 году
Минтрансовские Методические рекомендации (нормы расхода топлива) в последний раз менялись в прошлом году. Распоряжение Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р внесло изменения в распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Изменений было много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. В результате у компаний, применяющих Методические рекомендации (нормы расхода топлива, установленные в этом документе), появилась возможность списать больше расходов.
Какие нормы и коэффициенты Минтранса в 2016 году
Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora ( ВАЗ-21116) и др.
Если появились показатели для автомобилей компании, можно поменять свои нормы или использовать установленные ранее показатели. Но в любом случае сравните свои нормы с минтрансовскими. Ведь если разница будет велика, у инспекторов возникнут вопросы к обоснованности расходов на ГСМ.
Для тех машин, которых нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно (письмо Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12). Достаточно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.
Помимо базовых норм поменялись и поправочные коэффициенты. А также правила их применения. Понятно, что расход топлива при поездках по большому городу с огромным числом светофоров, перекрестков, дорожных знаков и пробками будет значительно выше, чем в поселке на окраине небольшого городка. Минтранс на этот случай предусмотрел надбавки. Чем больше население города, тем выше коэффициент.
Максимальные надбавки для крупных городов увеличили. В городах с населением свыше 5 млн человек можно применить надбавку размером до 35 процентов включительно. К таким мегаполисам относятся Москва и Санкт-Петербург. В городах с населением от 1 млн до 5 млн человек можно применять надбавку в 25 процентов. Под эту категорию подпадают Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж.
Раньше было ограничение – надбавку можно было использовать только для городов, поселков городского типа и других крупных населенных пунктов. А теперь повышающие коэффициенты для расчета расхода топлива можно применять в отношении любых других населенных пунктов в зависимости от численности населения. То есть компании, которые используют автомобили в небольших поселках, деревнях и селах, теперь вправе увеличить расход топлива на 5 процентов. Главное, чтобы в них были регулируемые перекрестки, светофоры или другие дорожные знаки (п. 5 распоряжения № АМ-23-р).
Надбавка за пробег и срок эксплуатации. Еще в первом полугодии 2015 года отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если машина проехала определенное количество километров и эксплуатировалась определенный срок. Например, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.
Затем Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.
Максимальная надбавка по технологическому транспорту увеличилась до 20 процентов. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.
Зимняя и летняя надбавка. Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).
Для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.
Все коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.
Как перейти на нормы расхода топлива по методическим рекомендациям
Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.
Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время. Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет учет расходов на ГСМ, с приказом под подпись.
Применять ли нормы расхода топлива по методическим рекомендациям
Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875.
Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.
Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения. Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.
Необходимо провести по меньшей мере два контрольных заезда. Отдельно для весенне-летнего и для осенне-зимнего периодов. Во втором случае норма расхода топлива, как правило, выше, чем в первом, примерно на 10–15 процентов. На основании акта контрольных заездов составьте приказ об утверждении норм расхода горюче-смазочных материалов.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту