Размер штрафов за нарушение правил ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники существенен даже для крупных организаций. По Кодексу РФ об административных правонарушениях максимальный штраф за неправильную работу с ККТ – 40 000 руб., а с денежной наличностью – 50 000 руб.
Чтобы избежать таких санкций, главный бухгалтер должен хорошо представлять:
– каждый возможный шаг проверяющих ККТ и кассовые операции;
– как во время этих проверок действовать сотрудникам организации.
Шаг 1. Контрольная закупка
Согласно статье 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о ККТ), проверять правильность применения кассовой техники должны налоговые органы. Начинается проверка, как правило, с контрольной закупки. Причем проводят контрольные закупки не только в магазинах, но и на предприятиях сферы услуг, да и в любой организации, которая использует кассовый аппарат.
Контрольной называется покупка товара или заказ услуги проверяющим, который действует как обычный покупатель. И лишь получив товар (квитанцию), он предъявляет удостоверение и объявляет о начале проверки.
Цель такой покупки – зафиксировать, что кассир отпустил товар, не пробив чека. Либо пробил чек на меньшую сумму. Доказав эти нарушения, проверяющие, согласно статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, получают возможность оштрафовать:
– организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.;
– должностных лиц организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.
Главному бухгалтеру организации стоит заранее объяснить кассирам и другим сотрудникам, как будут действовать проверяющие при контрольной закупке. Это позволит избежать штрафов.
Начнем с того, что обычно налоговики приходят проверять организацию в составе смешанной группы, в которую входят представители налоговых органов и сотрудники МВД России. Вопрос, вправе ли налоговики самостоятельно, без представителей органов внутренних дел, проводить контрольные закупки, однозначно не решен. Сами налоговые органы считают, что статья 7 Закона о ККТ дает им такое право. Хотя в этой статье ничего не говорится о контрольных закупках.
Однако Минфин России поддерживает налоговиков. В письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23 прямо говорится, что покупка товара или заказ услуги в целях проверки входят в компетенцию налоговых органов.
Попытаться оспорить такое право можно лишь в арбитражном суде. Есть примеры дел, в которых организациям удалось отстоять свою правоту. Так, ФАС Западно-Сибирского округа решил, что налоговики не вправе самостоятельно проводить контрольные закупки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2006 г. № Ф04-1217/2006 (20918-А67-19)).
Но вполне возможно, что другой суд решит иначе. Да и на проверку, как мы уже говорили, налоговики чаще приходят не одни, а вместе с представителями МВД. Поэтому лучше не пытаться спорить с ними по правомочности проводить контрольную закупку, а использовать другие возможности. Например, такую.
Обычно после того, как проверяющие убедились, что кассир-продавец отпустил им товар без кассового чека, они предъявляют удостоверения и требуют пригласить в зал администрацию. Кассиру следует выполнить это требование, но перед этим все же пробить кассовый чек. Ведь к протоколу проверки налоговики обязательно приложат Z-отчет по кассе. И по этому отчету будет видно, что товар отпущен с использованием ККТ.
Разумеется, налоговики укажут в протоколе, что чек был пробит после того, как кассир узнал, что проводится проверка, и наложат штраф. Но вы сможете добиться отмены решения через суд.
Дело в том, что судья определяет, во сколько началась контрольная закупка, по нулевому чеку. Но налоговики редко когда перед началом закупки просят пробить нулевой чек.
Ведь в этом случае продавец поймет, что перед ним не покупатель, а проверяющий. И записывают в итоговом протоколе, что время начала проверки определено по обычным (не тем, что встроены в кассовый аппарат) часам.
Но суды таких ссылок не принимают (разумеется, если по Z-отчету будет видно, что продавец пробил чек). И признают требования налоговой инспекции незаконными. Именно к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа (постановление от 3 февраля 2006 г. № А13-10210/ 2005-27).
Шаг 2. Проверка кассового аппарата
Проверив, правильно ли выдали кассовый чек, инспекторы в присутствии администрации приступают к осмотру контрольно-кассовой техники. Хотя в некоторых случаях они начинают осмотр сразу, не делая контрольную закупку.
Цель осмотра – доказать, что организация эксплуатирует кассовый аппарат с нарушениями. Если им это удастся, то налоговая инспекция получает право наложить штрафные санкции (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– на организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.;
– на должностных лиц организации – на сумму от 3000 до 4000 руб.
Отметим, что не все нарушения в правилах эксплуатации ККТ караются штрафом. А только те, которые приравниваются к фактическому неиспользованию ККТ.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях не уточняется, что это за нарушения. Поэтому налоговики при проверке ориентируются на постановление Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. № 16. Согласно пункту 1 этого постановления, считается, что организация не применяет ККТ, если:
– кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции;
– кассовый аппарат не включен в государственный реестр. Отметим, что если контрольно-кассовую технику исключили из реестра после того, как организация ее приобрела, то разрешается использовать кассовый аппарат до полного истечения срока полезного использования. Этот срок определяется учетной политикой организации и составляет от 3 до 5 лет;
– поврежден блок фискальной памяти кассового аппарата;
– повреждена пломба центра технического обслуживания (ЦТО) на кассовом аппарате.
Заметим, что на практике само по себе повреждение пломбы (без вскрытия кассового аппарата) еще не означает нарушения. Вот реальный случай.
Рассказывает Инна Ильичева, индивидуальный предприниматель (г. Тула):
– Иногда проверяющие допускают некоторую поверхностность при проверке, что позволяет оспорить постановление о наложении санкций. Например, после проверки в моем магазине инспекторы констатировали, что «отсутствует пломба ЦТО в левом нижнем углу на поверхности нижнего корпуса контрольно-кассовой машины». Я немного удивилась такому утверждению, так как для того, чтобы установить, есть пломба или нет, надо перевернуть кассовый аппарат и открутить винты крепления, снять панель. Без таких действий увидеть пломбу нельзя. А продавец меня заверил, что ничего этого проверяющие не делали. Я обратилась с жалобой в суд, и он склонился на мою сторону, отменив постановление налоговой инспекции о правонарушении. В решении суд отметил, что инспекторы не смогли объяснить, как они осматривали ККТ и как установили факт отсутствия пломбы.
Исходя из перечня возможных нарушений, приступая к осмотру, проверяющие прежде всего просят предъявить следующие документы:
– карточку регистрации аппарата;
– технический паспорт;
– договор с центром технического обслуживания.
По карточке регистрации контрольно-кассовой машины проверяющие определяют, зарегистрирован ли аппарат в налоговой инспекции, и сверяют данные, указанные в карточке, с регистрационными данными. Обязательно проверят, стоит ли в техническом паспорте аппарата отметка о его фискализации.
Инспекторы обязательно проверят и наличие средств визуального контроля (СВК) – голограмм, которые выдает ЦТО при продаже кассового аппарата. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин...», СВК должны присутствовать на каждом кассовом аппарате, который эксплуатирует организация.
Но отсутствие СВК – это как раз то нарушение, за которое административный кодекс штрафов не установил. Поэтому максимум, что смогут сделать проверяющие, – потребовать от вас приобрести средства визуального контроля в ЦТО.
Шаг 3. Проверка кассовой документации
Закончив с осмотром кассового аппарата, налоговые инспекторы захотят выяснить, соблюдаются ли в организации правила работы с денежной наличностью, и приступят к проверке кассовых документов: кассовой книги, книги кассира-операциониста и т. д. Цель проверки – доказать, что организация:
– не приходует выручку в полном объеме;
– рассчитывается наличными сверх разрешенных объемов;
– не соблюдает лимит хранения свободных денежных средств в кассе.
Это именно те нарушения правил ведения кассовых операций, за которые статья 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает санкции. Их размер:
– для предприятия – от 40 000 до 50 000 руб.;
– для должностных лиц предприятия – от 4000 до 5000 руб.
Соответствие выручки данным кассовой книги
Чтобы доказать, что организация приходует не всю выручку, инспекторы обычно поступают следующим образом. По Z-отчету определяют текущую (с начала рабочего дня) денежную выручку. Затем уточняют сумму, которую кассир сдал в главную кассу.
Ну а после этого смотрят кассовую книгу. И вот здесь, как правило, бухгалтеры дают повод придраться.
Дело в том, что согласно Порядку ведения кассовых операций (установлен действующим до сих пор письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18) любое движение наличных денежных средств должно немедленно отражаться записями в кассовой книге. Но на практике бухгалтер, который отвечает за кассовые операции, делает все записи в кассовой книге в конце дня. И формально нарушает Порядок ведения кассовых операций. Поэтому, чтобы избежать санкций, сразу после начала проверки удостоверьтесь, что все текущие операции отражены в кассовой книге.
Пример
В магазин «Аист» пришла проверка из налоговой инспекции. Сделав контрольную закупку и осмотрев кассовый аппарат, инспекторы приступили к проверке кассовых документов.
Записи о расходах в кассовой книге за текущий день совпадали с остатком наличных средств в кассе, но отсутствовала квитанция, подтверждающая сдачу денег в банк. Бухгалтер объяснил, что сотрудник еще не вернулся из банка, а запись в кассовой книге сделана согласно Порядку ведения кассовых операций. Поскольку на выдачу денег в банк был оформлен расходный кассовый ордер, проверяющие не нашли основания для административного штрафа.
Лимит расходов и лимит хранения наличных денег
Заплатить наличными своему партнеру по одной сделке предприятие может лишь в пределах 60 000 руб. Именно такой порядок установлен в Указании Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У. При этом не имеет значения, на какой срок заключили договор и сколько было составлено приходных кассовых ордеров. Главное – уложиться в лимит, расплачиваясь за товары, работы или услуги по одному договору.
Как правило, организации соблюдают этот лимит. Но учтите: хотя в Указании Центрального банка говорится о расчетах между организациями, налоговики, возможно, попытаются вас оштрафовать и в том случае, если вы рассчитались на сумму свыше 60 000 руб. с индивидуальным предпринимателем. У них есть серьезный аргумент: решение Верховного суда РФ от 26 февраля 2004 г. № ГКПИ 04-163.
Оспорить такое решение проверяющих в суде будет сложно. После выхода решения Верховного суда РФ многие арбитражные суды также стали поддерживать налоговиков в данном вопросе. Тем не менее шансы выиграть спор есть.
Рассказывает Елена Наговицына, начальник департамента налогового и финансового
права юридической фирмы ООО «Частное право»:
– Попытки штрафовать предприятия за то, что они превышают лимит
в 60 000 руб. при расчетах с индивидуальными предпринимателями, незаконны. Ведь в Указании Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У речь идет о предельном размере расчетов наличными именно между юридическими лицами. Кроме того, в другом своем письме от 16 марта 1999 г. № 94-Т Банк России прямо указал, что какие-либо ограничения для расчетов с гражданами-предпринимателями не установлены. Да, было решение Верховного суда РФ от 26 февраля 2004 года, допускающее применение лимита в 60 000 руб. и к расчетам с предпринимателями. Но, во-первых, арбитражные суды, которые как раз и рассматривают финансовые споры организаций с фискальными органами, не обязаны следовать предписаниям Верховного суда. А, во-вторых, порядок расчетов наличными определяет именно ЦБ РФ, и суды должны исходить именно из его предписаний.
Наконец, и налоговые органы нередко сами заявляли, что лимит не применяется к расчетам с индивидуальными предпринимателями.
Например, на это указало УФНС России
по г. Москве в письме от 23 января 2006 г. № 22-12/4732. Название письма говорит само за себя – «Об отсутствии ограничений в отношении предельного размера расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями». Да и в письме ФНС России от 26 января 2005 г. № 22-3-11/073@ «О применении ККТ» говорится о лимите расчетов наличными только между организациями.
Поэтому если проверяющие наложили штраф за то, что фирма проводила расчеты с предпринимателями на сумму более 60 000 руб., это решение можно оспорить в суде.
Как показывает арбитражная практика, предприятия часто выигрывают в судах по иному основанию – нарушению налоговой инспекцией срока давности. Решение о привлечении организации к ответственности налоговая инспекция должна вынести в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Разумеется, инспекторы не всегда укладываются в отведенное время. Как пример можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2006 г. № Ф04-334/2006 (19239-А27- 32).
Срок давности – 2 месяца – действует и в отношении иных нарушений порядка ведения кассовых операций, в том числе и при нарушении лимита хранения наличных денежных средств.
Избежать штрафов здесь достаточно просто: банки, как правило, идут навстречу своим клиентам и устанавливают нужный для организации лимит. А вот как еще бухгалтеры научились избегать штрафов, даже если проверяющие обнаружили нарушение лимита.
Рассказывает Татьяна Мечик, главный бухгалтер ООО «Магазин “Рыболов-охотник”» (г. Владивосток):
– На самом деле нарушить лимит остатка денежной наличности в кассе торговое предприятие может, так сказать, поневоле. Например, из-за того, что в самом конце рабочего дня, после сдачи выручки инкассаторам, пришел покупатель и сделал крупную покупку. А тут нагрянули проверяющие...
Мои коллеги рассказывали, что может помочь банк, с которым вы работаете. Если, конечно, у вас давние и хорошие отношения. Надо сказать инспекторам, что вы уже написали в банк письмо с просьбой увеличить лимит остатка, так как у вас изменился ассортимент или просто увеличился товарооборот. Тут же обратитесь в банк с просьбой об увеличении лимита именно с этой даты... И на тот момент, когда вас вызовут в инспекцию для вынесения решения, у вас на руках уже будет разрешение банка на увеличение лимита до нужной суммы.
В заключение отметим, что если заявка-расчет на установление лимита не представлена в обслуживающий банк или не утверждена, то лимит остатка кассы считается нулевым и вся денежная наличность, находящаяся на начало дня, является сверхлимитной.
Подготовил Армен Оганесов, главный эксперт группы бухгалтерских изданий издательского холдинга «Актион-медиа»
- Статьи по теме:
- Форма 2-фермер в статистику: образец, инструкция, сроки сдачи
- Замещение должности: что это такое, как оформить
- Форма ПМ-ПРОМ в статистику в 2024 году: кто сдает, сроки, инструкция по заполнению
- Заявление на отпуск с последующим увольнением: как оформить, образец
- Форма П-3 в статистику: кто сдает, сроки, образец заполнения