Да, для того, чтобы избежать присутствия нотариуса на общем собрании участников ООО, необходимо внести изменения в устав общества, где указать иной способ фиксации проведения общего собрания участников и состава присутствующих (подп.3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Однако необходимо прямо предусмотреть способ фиксации. Для этого достаточно внесения соответствующего пункта в устав ООО. Официальные разъяснения к Федеральному закону от 05.05.2014 № 99-ФЗ и вносимым им изменениям на сегодняшний день отсутствуют. Из буквального толкования указанного подпункта следует, что под техническими средствами имеется ввиду видеозаписи или аудиозапись проведения общего собрания участников ООО.
В качестве одного из средств установления факта принятия решения общим собранием участников ООО в подп.3 пункта 3 статьи 67.1 (вступает в силу с 01.09.2014) указывается подписание протокола частью участников, что должно быть предусмотрено положениями устава ООО. Если уставом ООО будет определено, что председатель и секретарь собрания избираются из состава участников ООО, то нотариальное фиксирование решения общего собрания участников не потребуется.
Еще одним вариантом фиксации проведения общего собрания участников является иной способ, не противоречащий закону, который предусмотрен решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно (подп.3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).
Таким способом может быть участие счетной комиссии, использование бюллетеней и более детальная процедура проведения общего собрания участников по аналогии с проведением общего собрания акционеров (статьи 56 – 63 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Более детально о проведении общего собрания акционеров читайте в рекомендации ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Как провести годовое общее собрание акционеров.
«Основные требования к порядку проведения годового общего собрания акционеров установлены Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н (далее – Положение ФСФР России). Устав или внутренний документ общества (например, положение об общем собрании акционеров) могут детализировать этот порядок.
Внимание! (167,1400) Акционерное соглашение может содержать особые требования к порядку проведения общего собрания акционеров.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, а также другие особые условия проведения собрания (п. 1 ст. 32.1 Закона об АО).
Годовое общее собрание нужно проводить в соответствии с ранее принятым решением о проведении собрания.
Нарушение требований закона или требований, установленных решением о проведении собрания (в т. ч. условия о дате, времени и месте проведения собрания) могут повлечь признание недействительным решения общего собрания.
Внимание! (167,1401) За нарушение требований, которые закон или решение о проведении собрания предъявляют к форме, сроку или месту проведения собрания, должностные лица и общество могут понести административную ответственность.
Нарушение требований закона или решения о проведении собрания к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров может повлечь привлечение общества к административной ответственности в виде штрафа, а ответственных за это должностных лиц – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Размеры штрафов по статье 15.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляют:
- для граждан – до 4 тыс. руб.;
- для должностных лиц – до 30 тыс. руб.;
- для юридических лиц – до 700 тыс. руб.
Регистрация участников собрания
Перед собранием необходимо провести регистрацию лиц, которые будут участвовать в нем. Счетная комиссия проверяет полномочия, проводит регистрацию и регистрирует прибывших лиц в листе регистрации (п. 4 ст. 56 Закона об АО). Бланк листа (журнала) регистрации официально не утвержден, общество может самостоятельно разработать удобную для себя форму*.
Можно ли не создавать счетную комиссию в АО (131,6693)
Если число акционеров, владеющих голосующими акциями, не превышает 100, общество может не создавать счетную комиссию. В таком случае ее функции должно осуществлять лицо (лица), уполномоченное на это.
В обществе с числом акционеров, владеющих голосующими акциями, более 100 счетная комиссия должна быть обязательно.
Однако если держателем реестра акционеров общества является регистратор, то функции счетной комиссии можно передать ему, независимо от того, сколько в обществе акционеров: больше 100 или меньше. Если акционеров, владеющих голосующими акциями, более 500, то общество обязано передать функции счетной комиссии регистратору.
Такие правила установлены в пункте 1 статьи 56 Закона об АО, пунктах 4.3, 4.4 Положения ФСФР России.
Внимание! (167,1402) Выполнение функций счетной комиссии ненадлежащим органом или лицами может повлечь привлечение общества и должностных лиц к административной ответственности.
Если функции счетной комиссии будут выполнять неуполномоченные лица или счетная комиссия будет избрана с нарушениями закона, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а ответственные за это должностные лица – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Проводить регистрацию нужно по месту проведения собрания (п. 4.6 Положения ФСФР России). Прибывших лиц нужно идентифицировать путем сравнения сведений из списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, с данными документов, предъявленных прибывшими лицами (п. 4.9 Положения ФСФР России). Регистрировать нужно только тех, кто имеет право на участие в собрании, либо их представителей или правопреемников.
Исключение составляют лица, имеющие право на участие в собрании, от которых в установленный срок поступили заполненные бюллетени (если голосование проводится путем направления бюллетеней – такие случаи предусмотрены в п. 1, 2 ст. 60 Закона об АО). Таких лиц регистрировать не нужно, так как они уже проголосовали, они могут просто присутствовать на собрании (п. 4.7 Положения ФСФР России).
Если голосование предусматривает возможность направления бюллетеней, по требованию лица, включенного в Список, ему может быть выдан еще один бюллетень с отметкой о повторной выдаче (п. 4.18 Положения ФСФР России).
Могут ли акционеры участвовать в собрании через представителей (131,6694)
Да, могут.
Это право акционеров закреплено в пункте 1 статьи 57 Закона об АО.
Представитель действует на основании доверенности либо на основании закона.
Доверенность нужно оформить письменно, она должна содержать сведения о представляемом и представителе (п. 1 ст. 57 Закона об АО):
- о физическом лице – паспортные данные;
- о юридическом лице – наименование, местонахождение.
Доверенность от физического лица необязательно оформлять у нотариуса, однако лучше это сделать во избежание возникновения споров в будущем.
Доверенность от юридического лица должна быть подписана генеральным директором и скреплена печатью (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Если представители или правопреемники акционеров будут голосовать посредством направления заполненных бюллетеней, то им нужно будет подтвердить свои полномочия одним из следующих способов (п. 4.8 Положения ФСФР России):
- приложить к бюллетеням документы, удостоверяющие их полномочия (или копии документов, нотариально заверенные);
- явиться на собрание и при регистрации передать документ, удостоверяющий полномочия, счетной комиссии (или регистратору, осуществляющему ее функции).
При этом акционер в любое время может заменить своего представителя на общем собрании акционеров на другого или самостоятельно принять участие в собрании.
Если представитель уже проголосовал посредством направления бюллетеня, доверитель может заменить представителя или отозвать его полномочия, направив в общество или регистратору, выполняющему функции счетной комиссии, соответствующее извещение. При этом нужно обеспечить, чтобы такое извещение было получено не позднее чем за два дня до даты собрания.
В таком случае акционер (или его новый представитель) должен быть зарегистрирован для участия в собрании, и ему нужно выдать бюллетень для голосования (при условии, что извещение было получено до регистрации прежнего представителя).
Такие правила установлены в пункте 4.17 Положения ФСФР России.
Может ли приобретатель акций голосовать на предстоящем собрании, если он приобрел акции после составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (131,6695)
Может, если продавец, включенный в список лиц, имеющих право на участие в собрании (далее – Список), выдаст ему доверенность на голосование.
Также возможен другой вариант. Приобретатель акций может выдать продавцу, включенному в Список, указания на голосование. В таком случае продавец обязан голосовать в соответствии с такими указаниями.
Такие правила установлены в пункте 2 статьи 57 Закона об АО.
Просто внести приобретателя акций в Список нельзя (п. 5 ст. 51 Закона об АО).
Кто может участвовать в собрании, если акция находится в общей долевой собственности нескольких лиц (131,6696)
Присутствовать могут все такие лица, а вот голосовать может либо один из участников общей долевой собственности, которого другие участники наделят полномочиями, либо представитель, которого все участники наделят полномочиями (п. 3 ст. 57 Закона об АО).
Регистрация длится вплоть до завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня, по которому имеется кворум, и до начала времени, которое предоставляется для голосования лицам, не проголосовавшим до этого момента (п. 4.10 Положения ФСФР России).
Внимание! (167,1403) Незаконный отказ в регистрации может повлечь привлечение общества и должностных лиц к административной ответственности.
Если член счетной комиссии незаконно откажет в регистрации лицу, имеющему право на участие в собрании, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а ответственные за это должностные лица – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (п. 8 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Лица, прошедшие регистрацию, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с открытия и до закрытия собрания (или до момента начала подсчета голосов, если итоги голосования и принятые решения будут оглашены на самом собрании). После того как завершится обсуждение последнего вопроса повестки дня, по которому имеется кворум, и до закрытия собрания (начала подсчета голосов) лицам, не проголосовавшим до этого момента, нужно будет предоставить время для голосования (п. 4.13 Положения ФСФР России).
С какого момента можно считать, что акционер принял участие в собрании (131,6697)
С момента регистрации для участия в собрании.
Кроме того, он будет считаться принявшим участие в собрании, если не явится на собрание, но направит заполненный бюллетень, и этот бюллетень поступит в общество не позднее двух дней до даты проведения собрания.
В случаях проведения внеочередного (не годового) собрания в форме заочного голосования акционер будет считаться принявшим участие в собрании, если направит заполненный бюллетень до даты окончания приема бюллетеней.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 1 статьи 58 Закона об АО.
По какому адресу можно направить заполненный бюллетень (131,6698)
Если голосование на собрании может осуществляться путем направления заполненных бюллетеней, то чтобы бюллетень был учтен, его можно направить по любому из следующих адресов, независимо от того, какой адрес указан в сообщении о проведении собрания (п. 4.2 Положения ФСФР России)*:
- адрес генерального директора, указанный в ЕГРЮЛ;
- адрес управляющего или генерального директора управляющей организации, указанный в ЕГРЮЛ (если к управлению обществом привлечена управляющая организация);
- адрес для направления бюллетеней, указанный в уставе или внутреннем документе общества, регулирующем деятельность общего собрания;
- адрес, указанный в сообщении о проведении собрания.
Определение кворума и открытие собрания
Перед тем как открыть собрание, необходимо определить, имеется ли кворум. Сделать это должна счетная комиссия*.
Кворум имеется (т. е. общее собрание правомочно), если в нем приняли участие акционеры, владеющие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества (п. 1 ст. 58 Закона об АО).
При этом неоплаченные (в т. ч. не полностью оплаченные) акции не надо учитывать при определении кворума, если устав не предусматривает, что неоплаченная акция предоставляет ее владельцу право голоса до момента ее полной оплаты. Это подтверждает судебная практика (подп. 2 п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» (далее – постановление № 19); постановление ФАС Уральского округа от 3 июня 2008 г. № Ф09-3965/08-С4 по делу № А76-4815/2007-24-187).
При этом, если повестка дня включает вопросы, по которым голосование должно осуществляться разным составом голосующих (такая ситуация возможна если, к примеру, на собрании решается вопрос об одобрении сделки с заинтересованностью), определять кворум для принятия решений по этим вопросам нужно отдельно*. Если по отдельным вопросам кворум отсутствует, то можно начать с тех вопросов, по которым кворум имеется (п. 2 ст. 58 Закона об АО).
В назначенное время собрание можно открывать, если имеется кворум хотя бы по одному из вопросов повестки дня*. Если к окончанию собрания с учетом опоздавших будет иметься кворум по другим вопросам, к ним нужно будет вернуться и проголосовать, без этого закрыть собрание нельзя (п. 4.15 Положения ФСФР России).
Если к открытию собрания кворума нет ни по одному вопросу, открытие нужно перенести*. Время, на которое переносится открытие собрания, может быть установлено уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, но оно не должно превышать двух часов. Если такое время не установлено, то открытие переносится на час. Перенести открытие можно только один раз (п. 4.10 Положения ФСФР России).
Что делать, если для проведения годового общего собрания акционеров отсутствует кворум (131,6699)
Придется провести повторное собрание с той же повесткой дня*. Но повторное собрание будет правомочным при участии в нем акционеров, владеющих всего 30 процентами голосов голосующих акций общества. А в случае, когда в обществе более 500 тыс. акционеров, в уставе можно предусмотреть еще меньший кворум.
Уведомить акционеров о проведении повторного собрания нужно в обычном порядке.
Такие правила установлены в пункте 3 статьи 58 Закона об АО.
При этом если повторное собрание будет менее чем через 40 дней после первого (несостоявшегося) собрания, новый список лиц, имеющих прав на участие в собрании, составлять не придется. Нужно руководствоваться списком, составленным к первому собранию (п. 4 ст. 58 Закона об АО).
Особые условия предусмотрены для назначения повторного собрания, когда первое собрание должно было быть проведено на основании решения суда и не состоялось ввиду отсутствия кворума (п. 5 ст. 58 Закона об АО).
Внимание! (167,1404) Нарушение требований закона к порядку определения кворума может повлечь привлечение общества и должностных лиц к административной ответственности.
Если при определении кворума член счетной комиссии нарушит установленные требования закона, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а ответственные за это должностные лица – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (п. 8 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Председательствует на общем собрании акционеров председатель совета директоров. Он открывает и ведет собрание, в том числе организует обсуждение вопросов повестки дня и голосование по ним, дает необходимые указания счетной комиссии. При этом устав может предусматривать иные полномочия председательствующего, возлагать эти полномочия на другое лицо или предусматривать порядок избрания председательствующего (п. 2 ст. 67 Закона об АО).
Голосование по вопросам повестки дня
Обеспечивать соблюдение установленного порядка голосования и права акционеров на участие в голосовании обязана счетная комиссия*. Члены счетной комиссии разъясняют порядок голосования и вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании.
Голосование происходит по принципу «одна голосующая акция общества = один голос». Исключение составляет случай кумулятивного голосования (ст. 59 Закона об АО).
Дробная акция предоставляет ее владельцу часть голоса (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона об АО). Определяя наличие кворума и подсчитывая голоса, такие части голосов нужно суммировать без округления (п. 4.20 Положения ФСФР России).
Неоплаченная (в т. ч. не полностью оплаченная) акция не предоставляет право голоса ее владельцу, если это не предусмотрено уставом (абз. 3 п. 1 ст. 34 Закона об АО).
Голосование по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров может осуществляться бюллетенями (ст. 60 Закона об АО). При этом если в обществе акционеров, владеющих голосующими акциями, более 100, то использовать бюллетени нужно обязательно (абз. 2 п. 1 ст. 60 Закона об АО).
Подсчет голосов и подведение итогов
Подсчитать голоса и подвести итоги голосования должна счетная комиссия*.
Если по одному вопросу повестки дня голосуют акционеры, владеющие обыкновенными акциями, и акционеры, владеющие привилегированными акциями, подсчитывать голоса нужно совместно. Из этого правила есть исключение (п. 2 ст. 49 Закона об АО).
Если при голосовании использовались бюллетени, то при подсчете голосов засчитывать голоса нужно только по тем вопросам, в которых голосующий отметил только один из возможных вариантов голосования (т. е. акционер должен однозначно указать свою позицию по вопросу «за», «против» либо «воздержался»). Если в отношении отдельных вопросов, содержащихся в бюллетене, это правило нарушено, то бюллетень признается недействительным в этой части (ст. 61 Закона об АО).
Кроме того, если при подсчете голосов будут обнаружены несколько бюллетеней от одного лица, в которых будут разные варианты голосования (по одному или нескольким вопросам), то в части голосования по такому вопросу (вопросам) все такие бюллетени признаются недействительными (п. 4.21 Положения ФСФР России). Из этого правила есть исключение.
При формировании ревизионной, счетной комиссии или правления нужно учитывать, что максимальное число кандидатов, за которых может проголосовать участник собрания, равно числу мест в соответствующем органе. В противном случае бюллетень в этой части будет признан недействительным (п. 4.22 Положения ФСФР России). Из этого правила есть исключение.
Если бюллетень признан недействительным в части голосования по одному, нескольким или всем вопросам, голоса по такому бюллетеню все равно учитываются при определении кворума (п. 4.23 Положения ФСФР России). Аналогично и в случае, когда участник собрания отказывается от голосования по одному или нескольким вопросам повестки дня. Его акции все равно надо учитывать при определении кворума.
Принятые решения и итоги голосования нужно огласить на собрании или довести до лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в собрании, в течение 10 дней после составления протокола об итогах голосования в порядке, установленном для сообщения о проведении общего собрания (п. 4 ст. 62, абз. 3 п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Внимание! (167,1405) Нарушение требований закона к подсчету голосов или к порядку оглашения результатов собрания может повлечь привлечение общества и должностных лиц к административной ответственности.
Если счетная комиссия нарушит требования к подсчету голосов, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а ответственные за это должностные лица – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (ч. 8 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
За нарушение требований закона по оглашению или доведению до сведения акционеров решений, принятых общим собранием, либо результатов голосования ответственные за это должностные лица и общество могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (ч. 10 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Необходимо учитывать, что в следующих случаях решение собрания изначально не будет иметь юридической силы:
- решение принято с нарушением компетенции общего собрания;
- решение принято в отсутствие кворума;
- решение принято в отсутствие необходимого большинства голосов;
- решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (исключение составляет случай, когда на собрании присутствуют все акционеры общества).
Такие правила установлены в пункте 10 статьи 49 Закона об АО, а также в пункте 26 постановления № 19.
Внимание! (167,1406) Проведение собрания в отсутствие кворума и изменение повестки дня могут повлечь привлечение общества и должностных лиц к административной ответственности.
Проведение собрания или рассмотрение отдельных вопросов повестки дня в отсутствие необходимого кворума, изменение повестки дня после направления сообщения о проведении собрания может повлечь привлечение общества к административной ответственности в виде штрафа, а ответственных за это должностных лиц – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (п. 6 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Оформление результатов собрания
После проведения собрания необходимо оформить его результаты.
Председатель собрания обязан обеспечить, чтобы в течение трех рабочих дней был составлен протокол общего собрания акционеров в двух экземплярах, в свою очередь счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, который прилагается к протоколу общего собрания (п. 1, 3 ст. 62, п. 1 ст. 63 Закона об АО)*.
Принятые решения и итоги голосования оглашаются на собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся до лиц, включенных в список, в течение 10 дней после составления протокола об итогах голосования (п. 4 ст. 62 Закона об АО).
Бюллетени счетная комиссия опечатывает и сдает в архив общества (п. 2 ст. 62 Закона об АО)*.
Внимание! (167,1407) За нарушение требований закона при оформлении протоколов должностные лица и общество могут понести административную ответственность.
Если председатель или секретарь собрания нарушат требования к содержанию, форме или сроку составления протокола собрания или откажутся от подписания протокола, они могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации (ч. 9 ст. 15.23.1 КоАП РФ).
Если при составлении протокола об итогах голосования счетная комиссия нарушит установленные требования закона к содержанию, форме или сроку составления протокола, не подпишет протокол, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, а ответственные за это должностные лица – к ответственности в виде штрафа и дисквалификации (ч. 8 ст. 15.23.1 КоАП РФ).».