В данной ситуации:
- Нет, не может. Так как право на знак не принадлежит организации, то в составе НМА учитывать такие расходы неправомерно.
- Учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль не представляется возможным.
- Нет, не может, данный вопрос не актуален. Так как исходя из ответа на вопрос 1, такие расходы не учитываются в составе НМА.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль
При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).
Условия признания расходов
Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:*
- экономически обоснованны;
- документально подтверждены;
- связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.*
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:*
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).*
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.*
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете расходы на приобретение товарного знака, знака обслуживания, патента
Товарный знак (знак обслуживания) организация может приобрести или разработать самостоятельно. При этом у нее появляются права на этот знак. Права на товарный знак (знак обслуживания) могут быть исключительными или неисключительными.
Обладая исключительными правами, организация становится единственной, кто может использовать знак, распоряжаться им и запрещать его использование другим лицам. В этом случае она считается правообладателем.
Неисключительные права дают организации возможность использовать знак с разрешения правообладателя на основании лицензионного договора.
Такой порядок следует из статей 1229, 1235 и 1236 Гражданского кодекса РФ.
Как исключительные, так и неисключительные права на товарный знак (знак обслуживания) должны быть зарегистрированы (п. 2 ст. 1232, ст. 1479 и 1480 ГК РФ).*
Регистрация прав*
Если организация разработала знак собственными силами, исключительное право на него зарегистрируйте (ст. 1479 ГК РФ).
Для регистрации прав на товарный знак нужно подать заявку в Роспатент. Правила составления заявки утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32. Признание исключительных прав подтверждается свидетельством, которое выдается организации-правообладателю. Такой порядок следует из статьи 1481 Гражданского кодекса РФ.
Если организация приобретает исключительное право на знак у других лиц, между ними заключается договор об отчуждении исключительных прав (ст. 1488 ГК РФ). В этом случае организация становится правообладателем только после регистрации этого договора в Роспатенте. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 1232 и пункта 2 статьи 1234 Гражданского кодекса РФ.
Если организация получает неисключительное право на товарный знак (знак обслуживания), правообладатель выдает ей лицензию. Основанием для этого является лицензионный договор, который тоже должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 1232 и пункта 2 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, право использования товарного знака (знака обслуживания) может быть передано организации по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Этот договор также регистрируется в Роспатенте (ст. 1028 ГК РФ).
Порядок и условия регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак (знак обслуживания) установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1020.
Во всех случаях при регистрации права на товарный знак (знак обслуживания) необходимо заплатить пошлину (ст. 1249 ГК РФ). Ее размер установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
03.06.2015г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.