1. Законодательство не содержит запретов на предоставление беспроцентных займов, в том числе взаимозависимым лицам. Налоговые последствия предоставления беспроцентных займов взаимозависимым лицам наступают только в случае, если такая сделка признается контролируемой. К примеру, займ выдан взаимозависимой организации на УСН при этом совокупный годовой доход по сделкам с этой организацией превышает 60 млн.рублей. Налоговые последствия в таких ситуациях выражаются в необходимости займодавца учесть внереализационный доход в виде неполученных процентов по беспроцентному займу и в необходимости уведомлять налоговые органы о контролируемой сделке.
Организация и ее сотрудник признаются взаимозависимыми только при условии наличия возможности сотрудника влиять на решения, принимаемые организацией. Как правило, это может быть руководитель или другой сотрудник, если он входит в коллегиальный исполнительный орган или владеет долей в организации не менее 25 %.
2. Предоставление беспроцентных займов не взаимозависимым лицам не имеет налоговых последствий в смысле ст. 105.3 НК РФ.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
- Пункт 1
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.
В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.
Доля прямого участия определяется как:
- доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
- непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.
Из справочника
Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
- Пункт 2
Вид сделки | Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой1 | Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой | ||
Условия сделки | Годовая сумма доходов по сделке2 | |||
Стороной сделки является иностранное лицо | ||||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) | Любые | Любая | Отсутствуют | |
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют | |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Любые |
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами | ||||
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
||
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
||
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | ||
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют | ||
Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
||
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ) |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) |
||
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
|
||||
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:
|
Любая | Отсутствуют | |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) |
Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:
|
Свыше 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ) |
Отсутствуют |
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
Нужно ли при расчете налога на прибыль учесть внереализационный доход в виде неполученных процентов по беспроцентному займу. Организация предоставила беспроцентный заем взаимозависимому лицу
Да, нужно, если сделка признана контролируемой.
Выдача беспроцентного займа взаимозависимому лицу может быть контролируемой сделкой. Например, если в 2015 году организация выдает беспроцентный заем дочерней компании на упрощенке и при этом суммарный годовой доход по сделкам между ними превысит 60 млн руб.
В такой ситуации налогооблагаемая прибыль заимодавца должна быть увеличена на сумму неполученных процентов. Определить эту сумму следует исходя из условий, на которых заем был бы предоставлен невзаимозависимому лицу в сопоставимой сделке. То есть исходя из суммы процентов, которые заимодавец получил, если бы предоставленный им заем был процентным. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 250, пункта 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 5 октября 2012 г. № 03-0118/7-137, от 18 июля 2012 г. № 03-01-18/5-97, от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15.
Если выдача беспроцентного займа не признается контролируемой сделкой, то определять сумму неполученных процентов заимодавцу не нужно.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие не увеличивать налогооблагаемую прибыль на сумму неполученных процентов при выдаче беспроцентного займа, даже если сделка является контролируемой. Они заключаются в следующем.
Порядок контроля за ценообразованием, предусмотренный разделом VI Налогового кодекса РФ, применяется только в отношении сделок с товарами, работами и услугами. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 и абзаца 2 пункта 5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ. Однако для целей налогообложения предоставление займов услугой не является (постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. № 3009/04). Следовательно, даже если выданный беспроцентный заем признается контролируемым, методы, прописанные в главе 14.3 Налогового кодекса РФ, не могут быть использованы заимодавцем для расчета суммы неполученных доходов. Других способов определения этой величины законодательство не предусматривает. Поэтому в рассматриваемой ситуации основания для увеличения налогооблагаемой прибыли за счет неполученных процентов отсутствуют.
Не исключено, что при проверке представители налоговой службы не согласятся с таким подходом. Поэтому организация должна быть готова к тому, чтобы отстаивать эту позицию в суде. Арбитражная практика по данному вопросу после введения в действие раздела VI Налогового кодекса РФ не сложилась.
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения
Когда проводится проверка
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами
Да, может.
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
Специальные проверки проводятся:
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.
Уведомление о контролируемых сделках
Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2015 году информировать инспекции нужно о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году. Поскольку переходный период, предусмотренный пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, закончился, определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2014 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ, без каких-либо ограничений. Об этом сказано в письме ФНС России от 11 марта 2015 г. № ЕД-4-13/7083.
Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.
Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.
Из справочника
Условия признания лиц взаимозависимыми
- Пункт 3
-
Пункт 4
- контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
- неконтролируемые.
- на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
- на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.
- Пункт 5
1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.
Взаимозависимые лица | Условия признания взаимозависимыми | Основание |
По доле участия** | ||
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) | А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)*** | подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | F прямо и (или) косвенно участвует*** в А (с долей более 25%) | подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием) | ||
Организация А и организация В |
В имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) |
Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию): – единоличного исполнительного органа А или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А |
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и): – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) |
Организация D назначила: – единоличный исполнительный орган А, В, С или – не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С |
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) | подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и организация В | В выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организация А и физическое лицо F | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А | подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации А, В, С (количество неограниченно) | Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С | подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Другие критерии | ||
Физическое лицо F и физическое лицо G | F подчиняется G по должностному положению | подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) | Безусловно | подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми | п. 6 ст. 105.1 НК РФ |
Организации и (или) физические лица | На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда | п. 7 ст. 105.1 НК РФ |