Да, возможно. Можно изменить наименование ООО, в которое преобразуется ЗАО, при утверждении устава ООО. Порядок преобразования АО в ООО раскрыт в рекомендации ниже.
В протоколе общего собрания акционеров по вопросу преобразование АО в ООО необходимо указать наименование, которое будет у общества после преобразования (подп.1 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Запрета на одновременное изменение наименования при преобразовании АО в ООО не выявлено.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Как провести преобразование АО.
«Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.
Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).
Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО
Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.
Пункт 1
-
общество с ограниченной ответственностью *; - хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
- производственный кооператив;
Почему может потребоваться преобразовать ЗАО в ООО
Преобразование в ООО может оказаться оптимальным способом привести правовой статус ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ.
Так, с 1 сентября 2014 года все акционерные общества разделили на публичные и непубличные. В связи с этим у обществ, созданных ранее в форме ЗАО, возникла обязанность привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В частности, устав ЗАО необходимо «переделать» в устав непубличного общества.
Однако, прежде чем это делать, стоит проанализировать, целесообразно ли вообще продолжать деятельность в форме АО. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.
Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО
1. Расходы на оплату услуг регистратора.
До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаны передать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).
Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.
2. Наличие государственного регулятора в лице Банка России.
Банк России осуществляет:
- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.
Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10–10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.
Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Закона об АО, глава VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
Еще один существенный риск – возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.
3. Расходы на оплату аудиторских услуг.
Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.
4. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника.
При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:
- грубо нарушает свои обязанности либо
- своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.
Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).
Закон об АО такой возможности не предусматривает.
В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Если общество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этом случае все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:
- продолжить вести деятельность в форме АО (непубличного общества), сохранив все недостатки, свойственные этой организационно-правовой форме;
- сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса, которая лишена рисков и недостатков, свойственных АО.
Возможен и третий вариант – ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.
Если акционеры решили «переделать» АО в ООО, то в этом случае как раз и нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Несмотря на то что это достаточно длительный и сложный процесс, его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками, свойственными АО.
Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности, в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную (комбинированную) реорганизацию (п. 1 ст. 57 ГК РФ):
- участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм (например, проводить присоединение АО к ООО);
- сочетать разные формы реорганизации (к примеру, объединять два АО, создавая в процессе слияния новое ООО).
Однако до тех пор, пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, по возможности смешанную реорганизацию лучше все же не проводить.
Обоснование
Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм.
Так, в настоящий момент закон не устанавливает порядок проведения смешанной реорганизации. В связи с этим не исключено, что на практике возникнут непредвиденные проблемы, решить которые может оказаться довольно затруднительно.
К примеру, налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать прекращение деятельности АО, присоединяемого в процессе комбинированной реорганизации к ООО. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности, поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.
Можно ли преобразовать АО в юридическое лицо какой-либо другой организационно-правовой формы, не указанной в пункте 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ
Нет, нельзя.
Такая реорганизация будет считаться недействительной. Ведь пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, на которые можно изменить форму «акционерное общество» в процессе преобразования. Например, невозможно преобразовать АО в некоммерческую организацию или в государственное (муниципальное) унитарное предприятие (п. 3 ст. 68 ГК РФ).
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий.
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Определить цену выкупа акций и уведомить о ней акционеров.
3. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
4.
6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.
7. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
8. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.
9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
10. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.
Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации АО в форме преобразования
Нет, не нужно.
Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.
Обоснование
Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации АО (в т. ч. в форме преобразования) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).
В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.
Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт
Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.
По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность составлять и представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании составлять передаточный акт.
Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять кредиторов общества о реорганизации
Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.
Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (за исключением обязанности уведомить налоговую инспекцию).
- публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.
Однако при реорганизации АО в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение) уведомлять кредиторов по-прежнему необходимо.
Внимание! Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.
Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.
Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО).
Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций надо соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29, п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).
Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:
- внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
- заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Обоснование
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения (п. 2 ст. 24.1 Закона о РЦБ, п. 9.3 Положения о стандартах эмиссии).
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, п. 3.2 Положения о стандартах эмиссии).
Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):
- число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
- устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое АО, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной вприложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.9, 11.3 Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).
В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).
В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
- проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
- реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.
Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.
Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению
«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».
Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
-
наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица *; - порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
- порядок обмена акций;
- указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
- указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).
Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.
Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).
Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.
Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества
Только реорганизуемое акционерное общество.
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:
- уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
- и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
- дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
- особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.
Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.
Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):
- акционеры реорганизуемого АО;
- иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.
Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо или еще нет.
Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):
- акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
- кредиторам реорганизованного АО.
Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:
- увеличится срок проведения реорганизации;
- АО понесет расходы на проведение нового собрания;
- реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.
Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).
Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о преобразовании АО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся
Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).
Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).
Во-первых, реорганизованное АО восстановится и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.
Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.
В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.
В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:
- возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
- возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования
- уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
- провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
- выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе;
- представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
Внимание! Налоговую инспекцию стоит уведомить о начале процедуры преобразования несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ такую обязанность не предусматривает
Если толковать Гражданский кодекс РФ буквально, можно сделать вывод, что с 1 сентября 2014 года статья 60полностью не применяется к реорганизации в форме преобразования (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А значит, не нужно уведомлять о преобразовании ни налоговую инспекцию, ни кредиторов АО.
В то же время упоминание об уведомлении инспекции осталось в пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
Однако эти нормативные акты применяются лишь в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, формально инспекцию уведомлять не нужно.
Такой вывод подтвердила ФНС России: «...при реорганизации юридического лица в форме преобразования представление в регистрирующий орган Уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003... а также размещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации... не требуется» (письмо ФНС России от 3 декабря 2014 г. № СА-4-14/24959@).
Но Пленум Верховного суда РФ истолковал новые правила Гражданского кодекса РФ иначе (п. 27 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). По его мнению, одна из обязанностей, указанных в статье 60 кодекса, все же распространяется на реорганизацию в форме преобразования. А именно о начале процедуры преобразованиянеобходимо уведомить налоговую инспекцию.
Вероятно, такое толкование направлено на то, чтобы устранить противоречие, которое появилось в нормах о реорганизации после 1 сентября 2014 года. Так, закон устанавливает срок, в течение которого акционеры реорганизованного общества вправе потребовать признать решение о реорганизации недействительным (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Такой срок составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Пока эти три месяца не истекут, создаваемое юридическое лицо зарегистрировать нельзя (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Если же исходить из того, что о начале преобразования инспекцию уведомлять не нужно, то становится неясно, с какого момента начинает течь указанный выше трехмесячный срок. Выходит, уведомить инспекцию необходимо для того, чтобы устранить неопределенность при исчислении срока.
Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого АО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования
Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.
В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 66–69 Административного регламента). Помимо этого на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 16 Административного регламента).
В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России.
С 1 сентября 2014 года документы для регистрации разрешено подать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры преобразования (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте своей регистрации (абз. 2 п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии);
- направить в Банк России уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (раздел XIII Положения о стандартах эмиссии), а именно об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения размещенных акций АО в связи с его реорганизацией (абз. 2 подп. 59.1.1 п. 59.1 Положения о стандартах эмиссии).».