Разъяснения, данные в письмах Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353 и ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-2-13/6, можно применить для Вашей ситуации по аналогии. Для избежания возможных рисков можно в учетной политике для целей налогообложения закрепить единовременное списание расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, в случае прекращения использования актива, с приобретением (созданием) которого они были связаны. При проверке такая запись в учетной политике позволит избежать разногласий с налоговой инспекцией. Поскольку это будет подтверждать, что расходы были списаны единовременно согласно ранее установленному порядку.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как учесть при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам
Если активы больше не используются
Ситуация: как в налоговом учете поступить с той частью расходов, которую не успели списать, поскольку изначально затраты распределили на несколько отчетных периодов, но затем организация раньше срока перестала использовать связанные с этими расходами активы
Порядок списания расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. При этом период их списания определяется исходя из периода, в течение которого организация планирует получать доходы с помощью активов или услуг, на приобретение (создание) которых были направлены расходы. Это следует из абзаца 3 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Любые расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если эти условия выполнены, то при прекращении использования актива ранее намеченного срока расходы, которые были распределены на несколько отчетных периодов, но не были списаны в установленном порядке, можно включить в расчет налоговой базы единовременно. Например, такая ситуация может возникнуть при списании расходов на приобретение лицензии, срок действия которой не истек, но которая больше не нужна организации в связи с отменой лицензирования ее деятельности. Поскольку в момент получения лицензии расходы на ее приобретение были экономически обоснованны, после отмены лицензирования (которое не зависит от воли организации) недосписанная часть затрат списывается единовременно и включается в состав внереализационных расходов. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353и ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-2-13/6.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Главбух советует: в учетной политике для целей налогообложения закрепите единовременное списание расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, в случае прекращения использования актива, с приобретением (созданием) которого они были связаны. При проверке такая запись в учетной политике позволит избежать разногласий с налоговой инспекцией. Поскольку это будет подтверждать, что расходы были списаны единовременно согласно ранее установленному порядку.
Если организация перестала использовать актив в связи с его продажей, то недосписанные расходы на его приобретение (создание) признайте единовременно в момент реализации объекта (п. 1 ст. 272 НК РФ). При расчете налога на прибыль выручку от продажи активов (например, результатов НИОКР или неисключительных прав пользования компьютерной программой) включите в состав доходов от реализации (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). Полученный доход можно уменьшить на стоимость приобретения (создания) реализованного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Поскольку часть этой стоимости к моменту реализации уже была списана, при признании выручки организация вправе включить в расчет налоговой базы оставшуюся сумму расходов. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/249 и от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/61.
Если организация отказалась от частично оказанных и предварительно оплаченных услуг, которые носят длящийся характер (например, от аренды, абонентского обслуживания и т. п.), оснований для уменьшения налогооблагаемой прибыли нет. Дело в том, что с момента отказа от получения услуг расходы у организации не возникают. Оплата, перечисленная исполнителю в счет предстоящего оказания услуг за длительный период времени, является авансом. Выдачи аванса для признания расходов недостаточно (п. 1 ст. 272, п. 3 ст. 273 НК РФ). Списать стоимость услуг на расходы можно только при документальном подтверждении того, что услуги за тот или иной период (месяц, квартал) были действительно получены (п. 1 ст. 252 НК РФ). При отказе от получения услуг такого подтверждения у организации не будет. Следовательно, учесть при налогообложении часть аванса, в счет которого услуги не были получены, нельзя. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 августа 2009 г. № 03-03-06/2/149.
Главбух советует: при предварительной оплате услуг, которые носят длящийся характер, в договоре с исполнителем пропишите срок и порядок возврата части аванса при одностороннем (досрочном) отказе от получения услуг. Наличие этих условий позволит организации избежать финансовых потерь, когда она перестанет нуждаться в заранее оплаченных услугах.