Амортизацию и коммунальные расходы по жилому помещению, в котором располагается офис, учитывать в расходах при расчете налога на прибыль рискованно. Для того чтобы правомерно учитывать расходы при налогообложении необходимо перевести жилье в статус нежилого помещения.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по служебным квартирам
Нет, нельзя.
Организация не вправе амортизировать квартиры, купленные для служебного пользования. Это связано с тем, что под основными средствами, которые можно амортизировать, понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров или управления организацией (ст. 256, 257 НК РФ). Квартиры под данное определение не подходят и для извлечения дохода не используются. Следовательно, начислять по ним амортизацию нельзя.* Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/69.
Из рекомендации «Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете»
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья: Учет коммунальных расходов, который не вызовет претензий инспекторов
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Компания платит за свет, газ и воду по квартире
Предприятие может купить в собственность квартиру в жилом доме и разместить в ней офис. Или же арендовать жилье для своих сотрудников. И в том и другом случае не обойтись без оплаты коммунальных услуг. Но как отнесутся налоговики к подобным расходам?
Квартира под офис
Признавать в налоговом учете коммунальные платежи по служебным квартирам, даже если они используются в качестве офиса, опасно. Лучше этого не делать. Иначе разногласий с проверяющими не избежать. При этом не важно, арендуются такие жилые помещения или находятся в собственности компании.*
Чиновники рассуждают так: статьи 288 Гражданского кодекса РФ запрещает размещать предприятия в квартирах (письмо Минфина России от 14 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/93). А значит, и средства, истраченные на их содержание (в том числе «коммуналку»), нельзя учесть при расчете налога на прибыль.
Единственный безопасный, но при этом довольно трудоемкий способ обойти запрет чиновников – это перевести квартиру в нежилой фонд. Тогда проблем со списанием «коммуналки» не будет. Понятно, что такое возможно, только если квартира находится в собственности компании.*
В отношении арендованных помещений, если собственник квартиры не захочет переоформлять ее из жилого фонда в нежилой, затраты на оплату коммунальных услуг в налоговом учете признавать не стоит.
Конечно, мнение чиновников можно проигнорировать и признать в затратах стоимость коммунальных услуг, не переводя жилое помещение в нежилое. Однако представителям предприятия придется доказывать данный подход в УФНС или суде. И кстати, шансы на победу в таком споре есть. Пример тому – постановление ФАС Поволжского округа от 12 февраля 2008 г. по делу № А12-10256/07-С60. Там судьи согласились с тем, что налоговое законодательство не содержит запрета учитывать расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, в зависимости от его статуса (жилого или нежилого помещения).
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 18, СЕНТЯБРЬ 2009
Н. Хацела,
заместитель директора юридического департамента
по налоговым вопросам компании «Мечел»
3. Статья: Как безопасно с правовой и налоговой точки зрения перевести квартиру в нежилой фонд под офис
Жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан (п.2 ст.288 ГКРФ). То есть компания не вправе размещать в жилых домах промышленные производства и офисы. Если же организация предполагает использовать квартиру под офис, сначала необходимо перевести такое жилье в статус нежилого помещения* (п.3 ст.288 ГК РФ и письмо Минфина России от14.02.08 №03-03-06/1/93)1. Иначе ей грозит административная ответственность — штраф в размере от 40 000 до 60 000 руб. (ст.7.22 КоАПРФ). В таблице описаны последовательные действия компании, их правовое регулирование, а также их влияние на налоговый учет организации.
Что нужно сделать |
Нормативно-правовое регулирование |
Описание действий |
Налоговый учет |
|
|||
3.?Получить решение о переводе или об отказе в переводе квартиры в статус нежилого помещения |
Решение о переводе квартиры в статус нежилого помещения государственный орган, осуществляющий перевод помещений, принимает в течение 45 дней с момента представления соответствующих документов. В течение трех дней с момента принятия такого решения оно направляется компании по почте или передается лично представителю организации. На основании такого решения органа местного самоуправления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносится запись об изменении назначения |
УМНС России по г. Москве в письме от01.04.04 №26-12/22224 уточнило, что амортизировать квартиру компания вправе не после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на нее, а только после перевода квартиры в нежилой фонд.* Аналогичные выводы суд сделал в отношении вычета НДС по расходам на перепланировку квартиры (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от18.04.07 №09АП-1095/2007-АК) |
|
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 1-2, ЯНВАРЬ 2014
04.06.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.